Природа стала главным объектом изображения художника Каспара Давида Фридриха (1774—1840), чья деятельность протекала главным образом в Дрездене.
В своих пейзажах художник выражал чувство преклонения перед величием природы,
а также переживания, полные мрачного раздумья и пессимизма. Излюбленные мотивы пейзажей Фридриха — пустынные скалистые громады,
которые он пишет в различное время дня, любуясь их плавными очертаниями, игрой света, переливами красок на каменных глыбах. В лучах
заходящего либо восходящего солнца они подчас утрачивают свою материальность, превращаясь в подобие миражей, — «Горный пейзаж»
(Москва, Государственный музей изобразительного искусства имени А. С. Пушкина).
В картинах Каспара Давида Фридриха находят отражение и борьба немецкого народа против наполеоновского завоевания — «Могила Арминия» (1813) и
растущая реакция, сковывающая творческие силы нации, — «Гибель корабля «Надежда» во льдах» (1822, обе картины — Гамбург, Кунстхалле). Человек в
пейзажах Фридриха — маленькая одинокая фигурка, затерянная в необъятных просторах холодного необжитого мира, или пассивный наблюдатель,
созерцающий туманные дали, уносящийся в мечту, — «Двое, созерцающие луну», (1819—1820 годы, Дрезден, Картинная галерея).
Более радостным настроением отличаются картины природы родного Фридриху селения. Поэтичны залитые солнцем «Луга под Грейфсвальдом»
(1820—1830, Гамбург, Кунстхалле), напоминающие чудесные описания природы у писателей и поэтов-романтиков.
Обращение к действительности и ее образам свойственно лучшим произведениям немецкого искусства середины 19 века.
Фридрих Каспар Давид. Картины →
История зарубежного искусства → |