Распятие, 1941, Национальная галерея современного искусства, Рим |
Ренато Гуттузо (Renato Guttuso) (1912—1987), итальянский живописец, график, иллюстратор; в 1962 году был удостоин звания почетного члена Академии художеств СССР.
Художник-мыслитель, политический деятель, участник партизанского движения Сопротивления, крупнейший мастер современности, Ренато Гуттузо прошел суровую школу борьбы в годы фашизма и оккупации Италии.
Уже в 1930-х годах Гуттузо выступил против профашистского направления в искусстве, стремился быть в гуще жизни, глубоко почувствовать
внутреннюю напряженность современного бытия. Свою борьбу за социально активное революционное искусство
Гуттузо связывает с поисками конкретного, исполненного страстной энергии изобразительного языка, способного в монументальных, исполненных энергии формах воплотить
большую социальную тему. Он создает произведения тематически активные, раскрывающие многогранный, богатый внутренними контрастами
образ эпохи и современника — человека труда, полного достоинства и силы. История родной страны с ее острыми социальными конфликтами,
бесстрашные крестьяне, стихийно захватывающие помещичьи земли, патриоты, умирающие во имя родины, революционеры — деятели подпольных
типографий, зверства нацистских войск (графическая серия «С нами бог», цветная тушь, акварель, 1943—1944 годы, золотая медаль Мира,
1950), батраки Калабрии, люди в повседневной городской или сельской обстановке — вот что его привлекает. В крепких фигурах, в больших
рабочих руках, в энергичных и гибких жестах и движениях людей он открывает огромную внутреннюю силу. Сражаясь, погибая и побеждая,
его герои спаяны едиными устремлениями и помыслами, верой в победу.
Образы современности вырастают у Гуттузо до больших философских обобщений — в
окружающей жизни он видит главное, значительное, захватывает зрителя напряженной
пластикой языка, лаконизмом и эмоциональной кульминацией («Девушка, поющая
«Интернационал», 1953, Рим, собрание Амидеи). Непосредственная взволнованность чувств и динамика действий выражаются в произведениях Гуттузо в
стремительных ритмах, в сильных угловатых линиях и мазках, в яркости света, в интенсивной сгущенности звонкого контрастного цвета и
форм, вылепленных энергичной живописью. Творчество Гуттузо характеризуют монументально-героическое восприятие мира, огромное жизнелюбие,
преодолевающее трагическое в жизни. Даже природа и предметный мир с их подчеркнутой материальной вещественностью исполнены в его
полотнах бурной жизни и огромной потенциальной силы. Суровая и могучая красота горных пейзажей Сицилии и Калабрии, с нагроможденными
скалами, с буйством листвы апельсиновых рощ, с волнами света и сияющими бликами и рефлексами; натюрморты с орудиями труда или плодами
и цветами, перекликающиеся с тематическими картинами, пронизаны стихийной драматически напряженной суровой силой («Корзина с каштанами»,
1968; «Желтый подсолнух», 1971). «Захват крестьянами пустующих земель в Сицилии» (1948) — большое полотно, с которого начинается путь
художника от экспрессионизма к зрелым реалистическим работам.
Каждый участник события индивидуализирован, вместе с тем создан собирательный образ итальянского крестьянства. Красный пламенеющий
цвет передает тревожность события. Внимание Гуттузо в дальнейшем постоянно привлекали многофигурные композиции, редкие в искусстве
Запада. Обычно он показывает человека в связи с другими людьми, в столкновении различных характеров и психологических состояний
(«Пляж», 1955—1956; «Похороны Тольятти», 1972). Гуттузо возрождает жанр исторической картины, ища в ней аналогию современности.
Под воздействием борьбы за освобождение Италии от фашистских захватчиков возникло эпическое полотно
Гуттузо, посвященное Гарибальди, —
«Битва у моста Аммиральо» (1951—1952, Милан, собрание Фельтринелли). Оно символизирует героику национального объединения и борьбу
народа за независимость Италии. Ярко вспыхивающие пятна красных рубашек гарибальдийцев, стремительный взмах стальных клинков сабель,
сверкающих на зеленом фоне травы, рождают впечатление неистовой схватки. Динамичное пластическое и цветовое решение, построенное на
контрасте локальных тонов, красного, синего на зеленовато-коричневом фоне, экспрессивная фигура Гарибальди, словно висящая над толпой,
подчеркивают мощь натиска сицилийских земледельцев. При остром своеобразии характеров героев Гуттузо, контрасте их состояний и эмоций
в них выступают общие черты, присущие людям послевоенного времени. Это характеры, внутренне активные, общественные, живущие напряженной
жизнью чувств и мыслей («Рокко у патефона», I960, Москва, Государственный музей изобразительного искусства имени А. С. Пушкина; «Спагетти», 1956; «Политическая дискуссия», 1960—1961).
Мастерство композиции Гуттузо проявилось в огромной картине «Пляж» (1955—1956). Построенная на контрасте движения и покоя, кажущаяся
с первого взгляда случайной, композиция картины в действительности обладает целостностью и компактностью. Гуттузо придает большое
значение линейным ритмам, организующим объем, подчиняющим цвет. Насыщенная светом раскаленного солнца сцена купания воспринимается
как радостный гимн жизни. Однако порою в работах Ренато Гуттузо появляется образ человека, сознающего свое одиночество в буржуазном обществе
(серия картин «Человек в толпе», 1960). Скончался Гуттузо 18 января 1987 года в Риме.
История зарубежного искусства → |