Высокое Возрождение (1490-е годы - первая треть 16 века).
Искусство Высокого Возрождения приходится на конец 15 и первые три десятилетия 16 столетия.
«Золотой век» итальянского искусства хронологически был очень кратким, и только в Венеции он продлился дольше, вплоть до середины столетия.
Но именно в это время были созданы замечательные творения титанов Возрождения.
Высочайший подъем культуры происходил в сложнейший исторический период жизни Италии, в условиях резкого экономического и политического
ослабления итальянских государств. Турецкие завоевания на Востоке, открытие Америки и нового морского пути в Индию лишают итальянские
города их роли важнейших торговых центров; разобщенность и постоянная междоусобная вражда делают их легкой добычей крепнущих
централизованных северо-западных государств. Перемещение внутри страны капиталов из торговли и промышленности в земледелие и постепенное
превращение буржуазии в сословие земельных собственников способствовало распространению феодальной реакции. Вторжение французских войск
в 1494 году, опустошительные войны первых десятилетий 16 века, разгром Рима чрезвычайно ослабили Италию. Именно в это время, когда над
страной нависла угроза ее полного порабощения иноземными завоевателями, раскрываются силы народа, вступающего в борьбу за национальную
независимость, за республиканскую форму правления, растет его национальное самосознание. Об этом свидетельствуют народные движения
начала 16 века во многих итальянских городах, и в частности во Флоренции, где республиканское правление устанавливалось дважды: с 1494 по
1512 год и с 1527 по 1530 годы. Огромный общественный подъем послужил основой расцвета мощной культуры Высокого Возрождения. В сложных
условиях первых десятилетий 16 столетия сформировались принципы культуры и искусства нового стиля.
Отличительной особенностью культуры Высокого Возрождения было необычайное расширение общественного кругозора ее создателей, масштабность
их представлений о мире и космосе. Меняется взгляд на человека и его отношение к миру. Сам тип художника, его мировоззрение, положение
в обществе решительно отличаются от того, которое занимали мастера 15 века, еще во многом связанные с сословием ремесленников. Художники
Высокого Возрождения — не только люди огромной культуры, но творческие личности, свободные от рамок цехового устоя, заставляющие
считаться со своими замыслами представителей правящих классов.
В центре их искусства, обобщенного по художественному языку, образ идеально прекрасного человека, совершенного физически и духовно, не
отвлеченный от действительности, но наполненный жизнью, внутренней силой и значительностью, титанической мощью самоутверждения.
Важнейшими очагами нового искусства наряду с Флоренцией в начале 16 века становятся папский Рим и патрицианская Венеция. С 1530-х годов в
Средней Италии нарастает феодально-католическая реакция, а вместе с ней распространяется упадочное направление в искусстве, получившее
название маньеризма. И уже во второй половине 16 столетия возникают тенденции антиманьеристического искусства.
В этот поздний период, когда сохраняют свою роль лишь отдельные очаги ренессансной культуры, именно они дают наиболее значительные по
художественным достоинствам произведения. Таковы поздние творения Микеланджело, Палладио и великих венецианцев.
История зарубежного искусства → |