Расцвет реализма в немецкой живописи ознаменован творчеством такого художника, как Адольф Фридрих Эрдман фон Менцель (Adolph Friedrich Erdmann von Menzel) (1815—1905), сочетавшего блестящий дар живописца и рисовальщика с добросовестностью ученого-историка.
Живописец широких замыслов, Менцель стремился охватить жизнь во всем ее разнообразии. Лучшие качества Менцеля-живописца проявились в картинах и этюдах, написанных
непосредственно с натуры, в широкой, свободной манере: «Комната с балконом» (1845), «Железная дорога Берлин — Потсдам» (1847, обе — Берлин, Национальная галерея), где пейзаж и интерьер пронизаны ярким солнечным светом.
Немецкий живописец Адольф Менцель первый ввел в исторический жанр научно-реалистический метод, не всегда, впрочем, последовательно проводимый художником. В 1840
году художник предпринял громадный труд по иллюстрированию «Истории Фридриха Великого» Ф. Куглера, создав четыреста рисунков пером (для гравюры
на дереве), лаконичных и острых. Эта работа выдвинула его в число знаменитейших немецких графиков того времени. В иллюстрациях Менцеля
особенно привлекают достоверность в обрисовке исторической обстановки, костюмов, умение схватить характерное. И все же Менцель, - и
художник и историк, - не избежал черт идеализации эпохи и прежде всего в характеристике самого Фридриха, предстающего в виде справедливого просвещенного монарха.
Тот же подход к решению образа Фридриха обнаруживает Менцель и в живописи. Самая интересная картина о времени Фридриха II —
«Круглый стол в Сан-Суси» (1850, не сохранилась), рисует изысканное общество, окружающее императора в его резиденции. Среди
присутствующих — знаменитый французский философ-вольнодумец Вольтер. Но ни мастерски написанная, точно воспроизведенная обстановка
дворца, ни точность портретного сходства персонажей не скрывают черт идеализации и описательности в манере исполнения.
Поездки во Францию и знакомство с достижениями французского искусства укрепляют реалистическую направленность творчества Менцеля и
его острый интерес к современности в самых различных проявлениях. В искусстве художника находят отражение события революции 1848 года. Менцель
пишет «Почести погибшим в мартовские дни» (1848, Гамбург, Кунстхалле), обнаруживая свои демократические настроения, сочувствие
жертвам восстания. Художник создает картину «Железопрокатный завод» (1875, Берлин, Национальная галерея), одну из первых в западноевропейской
живописи картин жизни рабочего класса, индустриального труда. С документальной точностью изображает художник огромный цех завода,
станки и освещенных пламенем печи рабочих, изнуренных непосильно тяжелым трудом. Тут же в цехе, примостившись за листом железа,
заканчивают они наспех свой скудный завтрак. Некоторая чернота и дробность живописи не снижают громадного значения этого произведения,
показывающего коллективный труд рабочих, своеобразную мощь и красоту машин.
Многочисленные подготовительные рисунки к картине, сделанные с натуры, характеризуют Менцеля как одного из самых крупных, со времен
Дюрера, рисовальщиков Германии, и одного из лидеров романтического немецкого историзма.
Среди этих рисунков есть и тщательнейшие зарисовки деталей костюмов, обстановки, и живые наброски
карандашом, пером м кистью.
Искусство Менцеля получило признание далеко за пределами Германии. Крупнейший русский критик-демократ В. Стасов называл его «одним
из самых великих художников». Однако творчеству Менцеля присущи черты ограниченности: пассивная созерцательность и перегруженность
деталями его исторических полотен, за которыми подчас стушевывается главное, а также прославление реакционной силы гогенцоллеровской
Пруссии, выдвигающейся среди конгломерата немецких государств.
После победы над Францией в войне 1870—1871 годов и образования Германской империи с господством юнкерства и крупной буржуазии в
стране развертываются большие строительные работы. Официальное искусство, прославляющее монархию, идет по пути все большего отхода
от действительности в мир вымысла. Защитники реалистического искусства вынуждены работать в трудных условиях нарастающей реакции.
История зарубежного искусства → |