В европейском искусстве первых послевоенных лет важное место занимает направление неореализма.
Основное содержание искусства художников этого направления — жизнь народа, простого человека, изображенного с характерными
индивидуальными чертами внешнего облика и душевного склада. Социально типическое для своего времени они показывают с позиций революционного пролетариата.
Большую роль в неореализме играют обличительные тенденции. Критика уродства жизни у художников неореализма
сочетается с романтизмом в отображении действительности, стремлением увидеть героическое в человеческих характерах. В формировании
неореализма активно участвовали борцы движения Сопротивления, члены коммунистических партий. Группу неореалистов Франции возглавляли
художник Андре Фужерон (Andre Fougeron) (1913—1998) — мастер-рационалист, тяготеющий к плакатному упрощению («Слава Андре Улье», 1949, Москва, Государственный музей изобразительного искусства имени А. С. Пушкина;
цикл картин «Страна шахт», 1950; «Трудная любовь», 1954) и художник экспрессивно-драматического дарования Борис Таслицкий (р. 1911, «Делегаты стачечного
комитета», 1948; «Смерть Даниэль Казановы», 1950, Франция, Музей Монтрей). Наиболее ярко неореализм проявил себя во Франции в 40—50-е годы 20 столетия,
где получили развитие политическая графика и карикатура Жана Эффеля (1908—1982) (знаменитая серия литографий и офортов художника «Сотворение мира», 1950-е годы) и в Италии, где группу прогрессивных художников возглавил Ренато Гуттузо.
В борьбе с формалистическим и модернистским искусством развиваются художественные школы Скандинавии и Финляндии. Мировую славу
завоевало творчество скульптора-реалиста Вяйнё Аалтонена (1894—1966), художника широкого диапазона, создателя портретной галереи
современников, парковой скульптуры, монументального рельефа и скульптуры «Мир» (1950—1952, Лахти). Социальной заостренностью
отличаются полные злободневности политические карикатуры датского художника, лауреата Международной Ленинской премии мира Херлуфа
Бидструпа (1912—1988), широко известного в Советском Союзе по выступлениям в периодической печати, по выставкам и издававшимся альбомам карикатур.
На почве национально-освободительного движения переживали подъем художественные школы в Азии и в Африке. В первое послевоенное
десятилетие добились независимости Индия, Индонезия, Цейлон, Бирма и другие страны. С середины 1950-х годов начался распад колониальной
системы в Африке и активно продолжился при поддержке Советского Союза в начале 60-х годов 20 столетия, возникли независимые государства. В них возрождаются национальная литература и искусство, но их развитие идет под
знаком борьбы двух культур — демократической, революционной и буржуазной. С подъемом демократического движения, с нарастанием борьбы
за мир связано возрождение публицистически заостренного искусства Японии.
Вступив на путь борьбы за создание подлинно реалистического искусства и возрождение национальных культур, передовые художники стран
Западной Европы, Америки, Африки и Азии сталкиваются с многочисленными трудностями, которые им приходится героически преодолевать.
На этом пути они имеют союзников в лице художников Советского Союза и стран социализма, а именно этот путь приведет их к успехам в
создании серьезных художественных полотен на современные темы.
История зарубежного искусства → |