Ведущее место в живописи Западной Европы
в конце 19 века и начале 20 столетия занимала Франция. К 1880 году
закончился в основном период расцвета импрессионизма. Официальным направлением в искусстве того времени оставалось эпигонское
салонно-академическое, отмеченное печатью мещанской пошлости. На выставках парижского Салона конца 19 века вниманию публики
предлагались то аллегорические и мифологические композиции, то натуралистические благообразные портреты, изображения нагих красавиц,
мелочно-анекдотические жанровые картинки, лишенные демократического идейного содержания, и т. д. Натуралистическое правдоподобие все
более уступало в Академии место стилизации, отвлеченной символике, приводящей к условному декоративизму (Пюви де Шаванн, 1824—1898).
Проявлялись субъективистские тенденции и мистицизм (Гюстав Моро, 1826—1898).
В борьбе с рутиной академического искусства за высокие эстетические ценности протекают искания лучших мастеров конца 19 века и начала 20 столетия.
Традиции импрессионизма в жанровой и лирической пейзажной живописи развивают жизнерадостный, многокрасочный, в своей палитре
живописец Пьер Боннар (1867—1947) и тонкий поэт старых уличек и домов Парижа
художник Морис Утрилло (1883—1955). Однако нарастающий конфликт между личностью
и обществом, отсутствие связи большинства вновь выступивших в искусстве в конце 19 и начале 20 века крупных мастеров с демократическим
движением нового пролетарского периода определили противоречивость их творчества. Сужение интересов личности, дегуманизация культуры
замыкали творчество многих художников вокруг формально-профессиональных вопросов, в сферу субъективных переживаний.
Наиболее значительные явления в живописи этого периода характеризуются творчеством художников, которые стали играть видную роль во
французском искусстве несколько позже, чем импрессионисты: Поль Сезанн, Винсент ван Гог, Поль Гоген и другие живописцы. Большинство из них усвоили достижения
импрессионистов. Однако их этюдному видению, фиксирующему текучие, нестойкие явления природы, новое поколение художников
противопоставило задачу раскрытия внутренней сущности явлений, их гармонии и красоты. Обращаясь к традициям большого искусства
прошлого, они хотели вернуть картине ее целостность и композиционную законченность.
История зарубежного искусства → |