Несколько особняком, хотя и в связи с общей линией развития английского портрета, стоит самобытное, мужественное
творчество шотландского живописца Генри Реберна (Henry Raeburn) (1756—1823), получившего образование в Эдинбурге.
Реберн был создателем громадной портретной галереи своих соотечественников — общественных деятелей, писателей, ученых.
Лучшие из портретов шотландского живописца Реберна, написанные широкой свободной кистью, в мощной пастозной манере, сильно и смело раскрывают своеобразные черты национальных характеров:
портрет прославленного романиста Вальтера Скотта, портрет главного судьи Шотландии лорда Ньютона (оба портрета — Эдинбург, Национальная галерея Шотландии).
Романтические, ярко индивидуальные портреты деятелей национальной культуры кисти шотландского живописца Генри Реберна отмечены смелой пластической лепкой, эффектами композиции и освещения («Брюс Макмудро», около 1800, галерея Тейт, Лондон; «Мисс Элеонора Уркхарт», около 1795, Национальная галерея, Вашингтон).
Замечательная способность к тональным обобщениям и к широте трактовки в портретах шотландского соперника Джошуа Рейнолдса — художника сэра Генри Реберна, свидетельствует об иной традиции и, возможно, о более тесной, хотя и не прямой связи с французскими образцами.
Картина Генри Реберна «Священник Роберт Уолкер, катающийся на коньках на озере Даддингстон».
Наслаждаясь зимней погодой, энергичный церковный пастырь катается на коньках на замерзшем озере и пригороде Эдинбурга. Он изображен в беспечной, почти
театральной позе. Традиционное черное облачение вырисовывается четким силуэтом на туманном сером фоне. Подобное изображение служителя церкви свидетельствует не только о чувстве юмора художника, но и о его доверительных отношениях с моделью.
Один из наиболее известных художников Шотландии, Реберн исполнил портреты выдающихся представителей Золотого века Эдинбурга эпохи Просвещения. Считается, что
художник написал более тысячи портретов. В число его моделей входили поэты, ученые, философы, священники, а также шотландские помещики, написанные непринужденно, с
живостью и юмором. В 1822 году королем Георгом IV Реберн был возведен в рыцарское достоинство, а в следующем году, за несколько месяцев до смерти, назначен портретистом его величества короля Шотландии.
В английской портретной живописи 18 века большое место занимал групповой портрет — ни в одной другой европейской стране нельзя найти
ничего подобного. В этом пристрастии, очевидно, проявилось то новое общественное мироощущение, которое было порождено английской просветительской культурой 18 столетия.
В групповом портрете раскрываются различные виды человеческих связей — семейные, корпоративные, непринужденно-товарищеские,
торжественно-официальные; специфической разновидностью английских групповых портретов были первоначально семейные портреты. Они
назывались «сценами собеседований». Члены семейства в них изображались в домашней обстановке, обычно объединенными общим занятием —
музицированием, чаепитием, карточной игрой и т. п. Небольшого формата, эти картины наиболее отвечали запросам английской буржуазии,
являлись выражением культа семейного начала. Традиции подобных многофигурных портретов восходят к голландским и фламандским бюргерским
портретам 17 века, отличавшимся разнообразием композиций и живостью выражения чувств. На развитие портрета в Англии оказала влияние
французская живопись — Ларжильера, Ватто и многих других: в композицию английского группового портрета был привнесен дух светскости,
галантности и грации. Самобытное искусство живописца Уильяма Хогарта возвело жанр группового портрета в ранг крупного художественного явления. Его
традицию продолжили Джошуа Рейнолдс и другие художники. 1870-е годы стали временем наибольшего распространения в Англии групповых портретов, которые
постепенно сблизились с жанровой картиной.
История зарубежного искусства → |