Итальянское искусство эпохи Возрождения носило своеобразный характер и на всех этапах почти
трехвекового развития поднималось до исключительных творческих высот. Грандиозный размах культуры Возрождения, огромное количество
выдающихся произведений сравнительно с небольшими территориями, где они были созданы, до сих пор вызывают удивление и восхищение. Все
виды искусств переживали подъем. В различных областях Италии сложились местные школы живописи, выдвинувшие художников, чьи творческие
искания нашли высшие претворения в искусстве титанов Возрождения — Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, Тициана. Громадную роль
приобрело искусство в общественной жизни, оно стало насущной потребностью людей того времени. Возведение общественных зданий
рассматривалось как дело гражданской важности, открытие наиболее значительных монументов превращалось во всенародные праздники.
С особой последовательностью и силой новая культура проявилась в итальянских городах, которые уже на рубеже 14—15
столетий вступили на путь капиталистического развития; значительное распространение она получила также в нидерландских, и в некоторых прирейнских и южногерманских
городах 15 века. Однако круг влияния культуры Возрождения был гораздо шире и охватывал территории Франции, Испании, Англии, Чехии, Польши,
где новые тенденции проявились с разной силой и в специфических формах.
Важное значение в становлении искусства Возрождения имело по-новому понятое античное наследие. Воздействие античности сильнее всего
сказалось на формировании культуры Возрождения в Италии, где сохранилось множество памятников древнеримского искусства. В спасенных
при падении Византии рукописях в вырытых из развалин Рима античных статуях перед изумленным Западом предстал новый мир — греческая
древность; перед ее светлыми образами исчезли призраки средневековья; в Италии наступил невиданный расцвет искусства, который явился
как бы отблеском классической древности и которого никогда уже больше не удавалось достигнуть.
История зарубежного искусства → |