Термин «романский стиль» применяется к искусству 11 —12 веков. Он условен и возник в первой половине 19 века, когда была обнаружена связь средневековой архитектуры с римской.
Романский период считается временем возникновения общеевропейского монументального стиля средневековой архитектуры, скульптуры и живописи в эпоху наивысшего развития феодализма,
когда власть светских и духовных феодалов достигла наибольшей силы. В отличие от средневековой Византии, где искусство регламентировалось
столичной школой, единство романского искусства не исключало разнообразия и обилия местных школ, что свидетельствовало о возможности различных исканий в пределах одного стиля.
Романское искусство Западной Европы было преимущественно религиозным, так же как и мировоззрение феодального общества. Католическая
церковь обладала исключительным идеологическим и экономическим могуществом. В условиях феодальной раздробленности Европы она была
единственной силой, объединяющей народы. Монастыри представляли собой крупные хозяйственные единицы, являлись средоточием умственной
жизни и центрами церковного образования и художественного творчества. Однако церковь была здесь теснее, чем в Византии, связана с
политической борьбой, с повседневной жизнью. Вопросы нравственного поведения человека, его мирской деятельности решались церковью.
Для западной церкви характерны попытки примирения религиозного и рационального объяснения мира, что также отличало ее от восточной
и открывало возможность более свободного толкования догматов, познания реального мира. Так, Иоанн Скот Эриугена проповедовал мысль
о свободе воли, о превосходстве разума над авторитетом церкви.
Стремление к повышенной одухотворенности отличает образы романского искусства (см.
Архитектура романского стиля) так же, как и византийского, но их содержание и форма
выражения различны. В западноевропейском искусстве с религиозностью совмещалось непосредственное деятельное отношение к жизни. Образ
духовно совершенного, отрешенного от реального мира человека не получил здесь развития в такой мере, как в Византии.
Средневековый человек в Западной Европе чувствовал в себе переизбыток сил, жил во взаимоотношениях с себе подобными, в непрерывном
действии. Романская архитектура поражает мощью, скульптура — мятущимся духом. В повышенной экспрессии чувств ощущаются традиции
варварского искусства, бурный и грозный характер эпохи.
Рождение новой цивилизации, длительный процесс становления феодализма в Западной Европе, сопровождавшиеся разрушением родовых отношений,
войнами и крестовыми походами, порождали чувство дисгармоничности жизни, несовместимости красоты и действительности. И в проповедях
церкви и в сознании народа жила идея греховности мира, исполненного зла, соблазнов, подвластного воздействию страшных таинственных
сил. На этой основе в романском искусстве Западной Европы возник этический и эстетический идеал, противоположный античному искусству.
Превосходство духовного над телесным выражалось в контрасте неистовой духовной экспрессии и внешнего уродства облика, как бы воплощающего
косную материю. В библейских и евангельских сказаниях мастера романского искусства сосредоточивали внимание на выражении сильных страстей,
особенно на теме страдания и неизбежной трагической гибели человечества или торжества христианства над темными силами мироздания;
создавая картины народных бедствий, они иносказательно отражали характерные стороны современной им жизни.
В формировании средневековой художественной культуры огромное значение имело народное творчество. Влияние его сказывалось в
монументальных формах архитектуры, в интерпретации библейских и евангельских сюжетов, во влечении к фантастике. Создавалось романское
искусство в основном в монастырях. Однако традиция народного творчества проникала и в церковное искусство. Светская культура в романскую
эпоху не исчезла. Героический эпос («Песнь о Роланде», около 1100 года; «Песнь о Нибелунгах»), поэзия трубадуров, рыцарский роман, бытовой жанр, фаблио, фарсы,
полные насмешливости поговорки, басни достигли в то время расцвета.
История зарубежного искусства → |