Новые тенденции, проявившиеся в живописи Флоренции последней трети 15 века, ясно обозначались в скульптуре,
развивавшей традиции реалистической пластики первой половины 15 столетия.
Верроккьо. Наряду с Боттичелли одним из характерных выразителей флорентийской
культуры последней трети 15 столетия был скульптор и живописец Андреа дель Верроккьо (1435/1436—1488), также работавший в основном по заказам
Медичи. Начав свою деятельность ювелиром, он перенес точность и законченность отделки деталей в станковую и монументальную пластику.
Его мастерская, в которую устремляются многие ученики, становится одним из центров натурной штудии, изучения анатомии и движения.
Созданная им бронзовая статуя «Давид», (1476, Флоренция, Национальный музей) по трактовке решительно отличается от «Давида» Донателло.
С торжествующим видом победителя, в вызывающе горделивой позе стоит герой около головы поверженного великана. Демократизму и скромности
«Давида» Донателло Верроккьо противопоставил аристократическое изящество и утонченную грацию хрупкого юноши, облаченного в нарядные воинские доспехи.
Еще нагляднее выступает разница между искусством Верроккьо и его замечательного предшественника при сравнении наиболее значительных их
произведений — статуи кондотьера Коллеони (1479—1488, установлена на площади Сан-Джованни э Паоло в Венеции после смерти Верроккьо),
со статуей спокойно-уверенного Гаттамелаты. Образ Коллеони полон внутреннего напряжения, неукротимой воли к победе, неистовой жестокости,
воинственности. Его резкий разворот в пространстве позволяет выявить четкий характерный силуэт. Мощная лепка форм всадника и коня,
изысканная обработка деталей позволяют рассматривать этот монумент как с дальней, так и с близкой точек зрения. Вместе с «Гаттамелатой»
Донателло «Коллеони» Веррокьо стал классическим образцом конной статуи, созданной в эпоху Возрождения.
Дезидерио да Сеттиньяно. Скульптуры →
Верроккьо Андреа. Скульптуры и картины →
История зарубежного искусства → |