После разгрома Фронды (1653) во Франции были ликвидированы остатки феодальной раздробленности.
Наступил период расцвета абсолютизма и относительного равновесия общественных сил, способствующего развитию капиталистических отношений.
Изменились и задачи искусства. В центре внимания художников — апофеоз абсолютистского государства. Очаги культуры и искусства в
провинциях с их ярким местным колоритом угасали. Средоточием художественной жизни стал двор Людовика XIV с его театрализованным бытом,
строжайшим этикетом, тягой к блеску и великолепию. Ко двору привлекались выдающиеся писатели и художники, в столице развернулось
грандиозное строительство. Центром новой дворянской культуры стал Версаль.
Приобрела руководящую роль Королевская Академия живописи и скульптуры. Возникнув в 1648 году как частная организация в борьбе с цехами,
она превратилась в государственное учреждение. В 1671 году была основана Академия архитектуры. Одновременно возросла роль дворянских
салонов, ставших основными очагами культурной жизни дворянского общества. Во второй половине 17
столетия классицизм утратил глубину и
независимость мысли и чувств, приобрел официальный, верноподданнический характер. Утверждался «большой стиль», охвативший все виды
искусства. Внимание живописцев сосредоточивалось на выработке норм прекрасного, на строгом размежевании жанров «высоких» и «низких».
Дух рационализма, строгой регламентации, дисциплины, незыблемость авторитета становились руководящими принципами классицистической эстетики.
Если в искусстве первой половины 17 столетия первенствующую роль играла живопись — она была носителем высших этических идеалов, воплощенных
в образе человека, — то с 60-х годов 17 столетия живопись, как и скульптура, приобрела преимущественно декоративный характер и подчинилась
архитектуре. Исполнение помпезных полотен и скульптурного декора протекало с участием и под руководством первого художника короля,
живописца-декоратора Шарля Лебрена (1619—1690).
История зарубежного искусства → |