Наступление феодально-католической реакции начиная с середины 16 века самым отрицательным
образом сказалось на развитии итальянской культуры и искусства. Гуманистические светлые идеалы эпохи Возрождения вытесняются
настроениями пессимизма и тревоги, усилившимися индивидуалистическими тенденциями. И все же идеи свободомыслия и демократии не
были уничтожены. Об этом свидетельствуют восстания в Неаполе и Сицилии, утопический коммунизм Кампанеллы, автора книги «Город Солнца»,
деятельность ряда прогрессивных художников Италии этого времени.
В обстановке политического и экономического упадка, утраты самостоятельности рядом разрозненных итальянских государств, социального
закрепощения и обнищания народных масс, обострившихся классовых противоречий характер искусства решительно изменяется. В нем резко
обозначаются контрасты между реакционным, условно-декоративным и прогрессивным реалистическим направлениями.
С усилением католицизма и феодальной реакции связано формирование стиля барокко, одним из главных центров которого становится Рим.
Церковь, в частности утверждающий свое международное могущество орден иезуитов, и светские правители стремились использовать искусство
в своих целях, внушить широким народным массам чувство благоговения перед властью, поразить и ослепить ее великолепием, потрясти и
увлечь примерами подвигов и мученичеств ревнителей церкви. Отсюда тяготение мастеров барокко к грандиозным размерам, сложным формам,
монументальной приподнятости, пафосу — поиски средств, усиливающих действенность создаваемых образов. Отсюда и идеализация образных
решений, драматизация сюжетов, повышенная эмоциональность, гиперболичность, красочная иррациональность, преувеличение натуралистических эффектов, обилие и
богатство аксессуаров и деталей, использование сложных ракурсов, световых и цветовых контрастов, призванных создавать обманчивое
впечатление «живых картин».
В барочном синтезе искусств скульптура и живопись подчиняются архитектуре, находясь с ней в постоянном взаимодействии. Красочные
росписи украшают купола, плафоны и стены, создают иллюзию необъятного пространства. Полная динамики скульптура живописна и неотделима
от архитектуры. Создатели обширных архитектурных и декоративных ансамблей включают в их состав и природу, преобразованную рукой
человека. Они объединяют площади и улицы, примыкающие к наиболее представительным зданиям, колоннадами, террасами, скульптурами,
фонтанами и каскадами. Стремление к широкому охвату действительности в искусстве барокко
(Лоренцо Бернини, Франческо Борромини, Караваджо, Аннибале Карраччи, Гвидо Рени, Франческо Барбьери) созвучно передовому научному мировоззрению
того времени, когда идеи Джордано Бруно и Галилея раскрывали перед человечеством новые горизонты познания вселенной.
История зарубежного искусства → |