Обращение к жизни трудового человека, тенденции социального обличения определяют прогрессивность станковой, журнальной и газетной графики конца 19 и начала 20 века.
Особое место в развитии графики занимает французский и швейцарский художник, график и иллюстратор Теофиль-Александр Стейнлен (Theophile-Alexandre Steinlen) (1859—1923),
один из немногих представителей демократической культуры западноевропейских стран в искусстве стиля модерн и экспрессионизма в конце 19 и начале 20 века.
Родился Теофиль-Александр Стейнлен 10 ноября 1859 года в Лозанне. Швейцарец по происхождению, Стейнлен с молодости жил в Париже, был тесно связан с демократической печатью,
работал в книжной и журнальной графике, офорте и плакате. Его герои — жители парижских предместий, рабочие, работницы, нищие, бездомные бродяги. Художник
сочувственно изображает их трудовую жизнь, быт, развлечения, их нужды. Стейнлен чуток к различным выражениям чувств и характеров своих героев.
Метко схватывая их движения, жесты и мимику, Стейнлен воссоздает жизнь уличной толпы. Грустные интонаций переплетаются в его листах то
с иронией, то с острым обличением. Так, в литографии «Хорошее общество» (1894) контраст худеньких голодных детей, роющихся в мусорной
яме, и задорной собачки в нарядной попоне раскрывает тему социальной несправедливости. Избранная высокая точка зрения усиливает ощущение затерянности детей в большом мире.
Продолжатель демократической социально заостренной линии Домье, Стейнлен наиболее полно выразил себя в политических рисунках и плакатах.
В них Стейнлен поднял темы социального неравенства, обличал милитаризм и колониализм, рассказывал о борьбе рабочего класса за свои права.
Выразительна литография «Забастовка» (1898). Сплоченным единым настроением рабочим противостоят солдаты, охраняющие завод; их
безмолвный психологический поединок воспринимается как столкновение двух враждебных социальных сил. Мужественность и убежденность
рабочих раскрыты в монолитности и упорстве характеров, в скрытой угрожающей силе сдержанных движений. В цветной литографии
«Преступление в Па-де-Кале» (1893) лаконизм и социальная заостренность предвосхищают революционный плакат 20 века.
Искусство Стейнлена сложилось в 1880 — 1900 годах, в период борьбы французского пролетариата за объединение и создание рабочей партии.
Стремление сделать искусство выразителем идей и чувств трудового люда определяет большое значение его творчества в развитии реализма
нового типа. Художник острого глаза, мгновенно и темпераментно реагировавший на события, Стейнлен создал художественный стиль,
соответствующий массовым формам графики и печати. Он мастер легкой, эскизной манеры, трепетной беглой зарисовки, часто пользуется
приемом смелых заливок, строит изображения на ярких контрастах света и тени, пользуется локальной раскраской и приемами народного
лубка, что делает его художественный язык доходчивым и понятным.
Теофиль-Александр Стейнлен скончался 14 декабря 1923 года в Париже.
История зарубежного искусства → |