|
|
|
Альберти Леон Баттиста (Alberti Leon Battista) (1404–1472)
Итальянский ученый, архитектор, писатель и музыкант эпохи
Раннего Возрождения. Получил гуманистическое образование в Падуе, изучал право в
Болонье, в дальнейшем жил во Флоренции и Риме. В теоретических трактатах “О
статуе” (1435), “О живописи” (1435–1436), “О зодчестве” (опубликован в 1485)
опыт современного ему искусства Италии Альберти обогатил достижениями
гуманистической науки и философии.
Леон Баттиста Альберти выступал в защиту “народного” (итальянского) языка как литературного, в этическом трактате “О семье”
(1737-1441) разрабатывал идеал гармонически развитой личности. В архитектурном
творчестве Альберти тяготел к смелым, экспериментальным решениям.
Леон Баттиста Альберти разработал новый тип палаццо с фасадом, на всю высоту обработанным рустом и расчлененным
тремя ярусами пилястр, которые выглядят конструктивной основой здания (палаццо
Ручеллаи во Флоренции, 1446–1451, построен Б.Росселлино по планам Альберти).
Перестраивая фасад церкви Санта-Мария Новелла во Флоренции (1456-1470), Альберти
впервые применил волюты для соединения его средней части с пониженными боковыми.
Стремясь к величию и в то же время к простоте архитектурного образа, Альберти в
оформлении фасадов церквей Сан-Франческо в Римини (1447–1468) и Сант-Андреа в
Мантуе (1472–1494) использовал мотивы древнеримских триумфальных арок и аркад,
что стало важным шагом в освоении мастерами Возрождения античного наследия.
Альберти был не только крупнейшим архитектором середины 15 века, но и первым
энциклопедистом-теоретиком в итальянском искусстве, перу которого принадлежит
ряд выдающихся научных трактатов, посвященных искусству (трактаты о живописи,
скульптуре и архитектуре, включая его знаменитый труд «Десять книг о
зодчестве»). Альберти оказал существенное влияние на современную ему
архитектурную практику не только своими постройками, необычными и глубоко
своеобразными по композиционному замыслу и остроте художественного образа, но
также и своими научными трудами в области архитектуры, в основу которых наряду с
произведениями античных теоретиков был положен строительный опыт мастеров
Возрождения. В отличие от других мастеров Ренессанса Альберти, как
ученый-теоретик, не смог уделять достаточного внимания непосредственной
деятельности на строительстве задуманных им сооружений, поручая их выполнение
своим помощникам. Не всегда удачный выбор помощников-строителей привел к тому,
что в сооружениях Альберти имеется ряд архитектурных ошибок, а качество
строительных работ, архитектурных деталей и орнаментации было подчас невысоким.
Однако огромная заслуга Альберти-архитектора заключается в том, что его
постоянные новаторские искания подготовили почву для сложения и расцвета
монументального стиля Высокого Возрождения. |