|
Юнона получает от Меркурия голову Аргуса, 1730-е, Частное собрание
Юнона, жена Юпитера, приставила стоглазого великана Aргуса стражем к Ио, которую справедливо считала возлюбленной своего мужа. По приказанию Юпитера Аргус был убит Меркурием. В память об Аргусе Юнона перенесла глаза великана на перья своего павлина.
На картине Якопо Амигони изображена Юнона, получающая голову Аргуса. Мягкий и чувственный стиль, в котором исполнена картина, ее светлые тона и грациозные линии типичны для эпохи рококо.
Якопо Амигони был модным и удачливым портретистом и мастером исторического жанра. Как и многие другие художники этого периода, он работал по всей Европе, большей частью в Англии. Вероятно, именно он по возвращении в Венецию после успешного путешествия в Лондон убедил Каналетто поехать в Англию в 1746 году.
В Англии Якопо Амигони создавал также декорации в Ковент Гардене и Мур Парке. С тех пор художник жил безбедно, исполняя элегантные портреты королевского семейства и знати. |
|
|
Амигони Якопо (Amigoni Jacopo) (1682-1752)
Итальянский живописец, рисовальщик, гравер. Вопрос о том, является ли он
уроженцем Венеции или Неаполя, остается спорным: первый биограф художника А.
Лонги в своем труде Compendio (1762) называет его венецианцем, но итальянский
ученый Дж. Фьокки опубликовал в 1935 найденные им записи в книге о получении
Амигони звания кавалера и ордена Калатрава (1750), где он назван неаполитанцем.
Учился в Венеции у А. Балестры, а затем у А. Беллуччи из Тревизо, возможно,
помогая ему в 1705—1711 в работах для замка Бенсберг в Дюссельдорфе. Влияние А.
Беллуччи проявилось в ранних картинах Амигони «Моисей, получающий корону» и «Моисей
с дочерью фараона» (обе — Базель, частное собрание). В Дюссельдорфе, по-видимому,
познакомился с произведениями Дж. А. Пеллегрини; побывав в Риме, усвоил
некоторые приемы живописи Ф. Солимены и Луки Джордано. Вероятно, до отъезда в
Мюнхен в 1717 работал при дворе Иосифа I в Вене. В 1717—1729 исполнил много
росписей и станковых произведений, находясь на службе при баварском дворе:
росписи замков Шлейсхейм (1725—1728), Нимфенберг (1717—1723) в Мюнхене;
аббатства Оттобойрен (1719), замка Лихтенберг и дворца Прейсинг в Мюнхене (не
сохранились). С 1729 по 1739 жил в Англии, где имел большой успех; в 1736
посетил Париж, в 1739 возвратился в Венецию, побывал в Неаполе, Риме, в
1747—1752 находился при дворе Бурбонов в Мадриде и в Венеции. В Мадриде получил
от Фердинанда VI звание "первый живописец короля" (на этом посту его сменил А.
Р. Менгс), его семье была назначена особая пенсия и даровано право посещения
королевских апартаментов. Последние годы работал преимущественно в Венеции,
создавал алтарные образы для церквей в Прато, Эсте, Венеции. О позднем
творчестве Амигони сохранилось мало сведений.
В работе раннего периода — алтарном образе венецианской церкви Сан Стае «Св.
Андрей и св. Екатерина» — экспрессивная барочная композиция напоминает
произведения Антонио Балестры, а светлая радостная колористическая гамма
восходит к традиции Дж. А. Пеллегрини, тоже любившего сочетания белого,
розового, зеленого, голубого цветов. В аркадийской манере венецианских
"виртуозов" исполнены и работы для баварских дворцов и вилл — четыре десюдепорта
для замка Нимфенберг с фигурками путти, олицетворяющими стихии огня, воды,
воздуха и земли; «Диана и Каллисто» (Берлин, Национальная галерея), «Вакх и Ариадна»
(частное собрание). Историческое полотно «Император Макс Эммануил получает письмо
от турецкого посла» (Мюнхен, галерея замка Шлейсхейм) свидетельствует об
отсутствии у Амигони склонности к подобным торжественным композициям.
Во время пребывания в Англии Амигони начал писать портреты на фоне пейзажа
(одним из первых в Италии, наряду с С. и М. Риччи), а также маленькие картинки с
изображением членов семейств в домашней обстановке или в парке в манере
английских мастеров «Гораций Уолпол и его семья» (1730, Норфлок, Волтерн Холл). В
Англии они получили название "conversation pieces" ("сцены собеседования"), в
Италии — "conversazioni".
В страну туманного Альбиона Якопо Амигони приехал вместе со своим другом —
известным певцом итальянской оперы Карло Броски (1705—1782), прозванным "кастрат
Фаринелли". Неаполитанец по происхождению (он был родом из селения Андрия в
Апулии), Фаринелли обладал красивым сопрано, был женат на комической актрисе
Марии Антонии Маркезини (она изображена на портрете кисти Амигони «Фаринелли со
своими друзьями», Мельбурн, Национальная галерея). Знакомство художника и Фаринелли
произошло в Баварии в 1728. Амигони создал еще несколько портретов певца
(Бухарест, Музей изобразительных искусств; Штутгарт, Государственная художественная
галерея; Стокгольм, Национальная галерея; Рим, Музей Рима). На портрете из собрания
Музея в Бухаресте Фаринелли изображен в окружении аллегорической фигуры Славы и
музы лирического пения Евтерпы, которая венчает его. На полотне из Штутгарта —
на фоне пейзажа с морским заливом вдали, сидящим за партитурой. Картина была
написана в Мадриде, о чем свидетельствует орден Калатравы на его камзоле. С
великолепным мастерством выписаны пушистые кроны деревьев, белое тонкое кружево
рубашки музыканта. Мягкая палитра Амигони словно вторит внутренней грации
созданного им изображения. В эти годы Фаринелли возглавлял придворную оперу
Фердинанда VI, занимался постановкой опер-сериа во дворцах Мадрида и Аранхуэсе.
Он был известен в музыкальных кругах, дружил с Метастазио, в Болонье его посещал
Моцарт.
В Англии Амигони был близок кругу музыкантов и актеров, сохранились его рисунки
к опере Генделя Аталанта, поставленной по случаю бракосочетания принца
Уэльского. Некоторые полотна Амигони на мифологические сюжеты «Смерть Леандра»,
(Падуя, частное собрание), «Персей, освобождающий Андромеду» (Массачусетс,
Веллесли-колледж) «Юнона и Меркурий» (частное собрание) связаны с постановками
мелодрам в театре "Линкольн ин Филдс", возможно, на них запечатлены сцены из
ставившихся балетных пантомим. В Лондоне было написано полотно «Дебютантка»
(частное собрание), на котором, по-видимому, изображена молодая актриса, стоящая
с веером в руке у столика. Светлая колористическая гамма портрета напоминает
палитру мастеров рококо. По возвращении из Англии Амигони написал картину
«Великодушие Сципиона» (1739, Турин, Королевский дворец) для туринского двора; для
аббатства Монтекассино в окрестностях Неаполя — портрет семейства Фердинанда IV
(Неаполь, Национальный музей и галерея Каподимонте), созданный в духе "сцен
собеседования". Амигони мало интересовал характер портретируемых (Портрет
инфанты Марии Терезы, Мадрид, Прадо; Королева Мария Каролина, 1735, Лондон, Национальная
портретная галерея). Произведения художника отличаются яркостью красок и
изяществом композиции, характерными для живописи венецианского сеттеченто. Для
аббатства в Монтекассино Амигони исполнил в 1740-е два полотна на сюжеты из
истории Карла Великого (не сохранились и были записаны Ф. де Мура). Тема театра
привлекала Амигони, и в позднем творчестве для своего друга Фаринелли,
работавшего с 1737 в опере при испанском дворе, он написал картину «Покинутая
Дидона» (частное собрание) по мотивам одноименной оперы Метастазио.
В 1740-е художник создал роспись виллы в Стра (Суд Париса), алтарные образы
собора в Эсте «Казнь св. Теклы» (1742), «Мадонна с Младенцем» (1739—1747, Порденоне,
частное собрание) и для приходской церкви в Прато (ок. Равенны) — «Мадонна со св.
Доменико и св. Розой из Лимы», «Непорочное зачатие» (1739—1747, Порденоне, Городской
музей). Аркадийский дух рококо и светлая палитра художника привносят в них
чувство радостного мироощущения, как и в работах С. Риччи, персонажи переданы в
живом общении; своими розовыми телами фигурки ангелов и путти напоминают яркие,
разбросанные по холсту цветы.
Якопо Амигони был одним из последних крупных "художников-виртуозов" Венеции; его
работы пользовались большой известностью в Европе еще и благодаря тому, что
многие из них были воспроизведены в гравюре самим Амигони и такими талантливыми
граверами, как Й. Вагнер, Дж. Бартолоцци, Дж. Вольпато, К. Флиппар. |