|
Ангишола Софонисба, Автопортрет Частное собрание
Художница изобразила себя в образе честной и благочестивой женщины: она смотрит на нас открытым искренним взглядом, а пальцами перебирает крест, висящий на ее груди.
Софонисба Ангишола была крупнейшим портретистом своего времени в Генуе и Палермо - выдающееся достижение для женщины в 16 веке. Благородного происхождения, она еще в юности на протяжении трех лет брала уроки живописи. В Испании герцог Альба обратил на нее внимание испанского двора, и вскоре она стала придворным живописцем и фрейлиной испанской королевы. В одном из своих писем королева писала, что Ангишола Софонисба была "прекрасным портретистом, превыше всех живописцев этого времени".
Ангишола Софонисба написала множество автопортретов и портретов членов своей семьи. Все они исполнены с особой нежностью и простотой.
В конце жизни она подружилась с молодым Аитонисом Ван Дейком, когорый писал ее портреты в старости |
|
|
Ангишола Софонисба (Anguissola Sofonisba) (1527-1623)
Итальянския художница, мастер портретного жанра.
Софонисба родилась в Кремоне (Ломбардия). Она была самой старшей из семи детей,
шестеро из которых были девочки. Её отец Амилькар Ангишола принадлежал к
избранному аристократическому кругу Генуи. Мать Софонисбы Бьянка Понцоне тоже
была родом из известной аристократической семьи. Она умерла рано, когда
Софонисбе было всего пять лет.
Будучи уже хорошо известной, Ангишола побывала в 1558 году в Милане, где
написала портрет герцога Альбы, который порекомендовал ее испанскому королю
Филиппу II. В следующем году Ангишола была приглашена к испанскому двору, что
являлось признанием ее таланта.
Софонисбе Ангишоле было 27 лет, когда она покинула свою семью и приехала в
Испанию ко двору короля. Зимой 1559—1560 она прибыла в Мадрид, чтобы служить
придворной художницей и придворной дамой королевы Елизаветы Валуа, третьей жены
короля Филиппа II, на которой он только что женился. Вскоре она завоевала
уважение и доверие молодой королевы.
Ангишола провела последующие годы, в основном создавая официальные придворные
портреты, включая королеву и других членов королевской семьи, сестру Филипа II
Хуану, и сына дона Карлоса. Её портреты Елизаветы Валуа и Анны Австрийской
(четвертой жены Филипп II) динамичны и полны жизни.
По пути домой в Кремону, Софонисба познакомилась с Орацио Ломеллино, бывшим
капитаном судна на котором она плыла. Они полюбили друг друга с первого взгляда
и вскоре поженились в январе 1580 в Пизе. Софонисбе было в ту пору 47 лет, а её
муж был значительно моложе её. Муж всячески поддерживал Софонисбу Ангишола в её
творчестве, что явилось основой для их продолжительного и счастливого брака. Они
обосновались в Генуе, где в большом доме жила семья её мужа. Софонисбе были
созданы прекрасные условия для творчества, отдельные аппартаменты и собственная
мастерская.
Многое художники приезжали к ней с визитом учиться и делиться мнениями о
направлениях в развитии искусства. Она создала свой собственный стиль, которому
многие художники стремились подражать. Её успех открыл путь в художники других
женщинам эпохи Ренессанса, таким как Лавиния Фонтана, Барбара Лонги, Феде
Галиция и Артемизия Джентилески.
В последние годы жизни Ангишола писала не только портреты, но и полотна на
религиозные темы, как и в дни своей юности. Однако многие ее картины были
впоследствии утрачены.
Удачная торговля ее мужа и щедрая пенсия от Филиппа II позволили ей свободно
заниматься живописью и комфортно жить. Она была ведущим портретистом в Генуе,
пока не переехала в Палермо в последние годы жизни. В 1620 она создала свой
последний автопортрет. |