|
Вход зверей в ковчег, 1574 Галерея Сан-Суси, Потсдам
Спасаясь от потопа, Ной вместе со своей семьей
ведет стадо животных на ковчег. Само судно занимает незначительное место в
композиции, так как художник изображает лишь одну его сторону и вход во
внутреннее пространство. Вместо этого он сосредоточивает внимание на показе
зверей. Фигуры их отчетливо выделяются на холсте, столь убедительно и живо они
трактованы мастером. Чтобы создать этот удивительный зверинец, Бассано должен
был изучить различные породы животных - собак, кошек и даже индюков. Плодовитый
рисовальщик, Бассано часто использовал при подготовке своих живописных
композиций цветные мелки. Его ранние произведения производят впечатление
несколько провинциальных, но со временем он выработал собственную манеру, тонко
синтезировав в ней венецианский колоризм, родственный искусству таких
художников, как Тинторетто и Веронезе, и пластические ритмы фигур, характерные
для мастеров Центральной Италии, например, Франческо Сальвиати.
Хотя Бассано большую часть своей жизни прожил в расположенном в предгорьях Альп родном городке Бассано, он тесно связан с кругом собственно венецианской живописи позднего Возрождения, занимая в ней своеобразное и достаточно важное место.
Возможно, из всех мастеров Италии второй половины 16 века Бассано ближе всего подошел к превращению в главного героя картин обычного человека своего времени. Правда, в ранних произведениях художника Якопо Бассано («Христос в Эммаусе» и другие) жанрово-бытовые моменты вкраплены в традиционные схемы решения сюжетов такого рода. В дальнейшем, точнее, в 1540-х годах искусство Якопо Бассано переживает своеобразный перелом. Образы становятся более беспокойными, внутренне драматичными. От изображения отдельных персонажей, скомпонованных в устойчивые уравновешенные группы согласно канонам Высокого Возрождения, которыми Бассано, кстати говоря, владел не слишком совершенно, мастер переходит к изображению охваченных общим беспокойством людских групп и толп.
Простые люди — пастухи, земледельцы—становятся главными действующими лицами в его картинах. Таковы его «Отдых на пути в Египет», «Поклонение пастухов» и др.
Картина живописца Якопо Бассано «Возвращение Иакова» представляет собой своеобразное переплетение рассказа на библейскую тему с изображением «трудов и дней» простых жителей маленького приальпийского городка. Последнее при этом явно превалирует во всей образной структуре картины. В ряде своих произведений позднего периода
Якопо Бассано полностью освобождается и от формальной сюжетной связи с религиозно-мифологической темой.
Картина «Осень» — это своеобразная элегия, воспевающая спокойные радости поры зрелой осени. Великолепный пейзаж, поэтичный мотив уходящей вдаль группы охотников, охваченных влажно-серебристой осенней атмосферой, составляют главное очарование этой картины.
В творчестве Якопо Бассано искусство позднего Возрождения в Венеции ближе всего подошло к созданию новой системы жанров, непосредственно обращенных к реальной жизни в ее повседневных формах развития. Однако этот важный шаг мог быть осуществлен не на почве доживающей свои последние дни величия Венеции — то есть ренессансного города-государства, а на почве культур, возникших на базе национальных государств, на основе нового, прогрессивного этапа в истории человеческого общества.
|
|
|
Бассано Якопо (Bassano Jacopo) (около 1517–1592)
Итальянский живописец, крупнейший представитель семьи художников эпохи
Возрождения, примыкавших к венецианской школе.
Настоящее имя, собственно, Якопо да Понте (Jacopo da Ponte).
В творчестве Бассано демократическая, жанровая трактовка многофигурных религиозных композиций (в которые он включал сцены крестьянской жизни, изображения животных, натюрморты),
сочная материальность образов и звучность цвета сочетаются с тенденциями
маньеризма: динамичными композиционными ритмами, резкими, часто драматичными
контрастами света и тени («Поклонение пастухов», 1568, Городской музей, Бассано;
«Отдых на пути в Египет», Пинакотека Амброзиана, Милан).
Якопо да Понте, прозванный Бассано по названию своего родного городка, родился
около 1510 года. Есть и другие версии о времени рождения художника, но эта дата представляется более
правдоподобной, поскольку существуют сведения о картине Якопо Бассано,
документированной 1531 годом.
Родина художника, небольшой провинциальный город Бассано (ныне его полное
название — Бассано дель Граппа), никогда не имела, в отличие от, к примеру,
Венеции, серьезных культурных традиций. Упоминания о первых ученых-гуманистах,
поэтах и живописцах, которые были уроженцами Бассано, относятся к 16 веку
(таким образом, Якопо да Понте принадлежал к первому поколению «интеллигенции»
своего города). В целом же Бассано жил тихой и размеренной жизнью, как и
положено центру сельской области. Прямо у городских стен пастухи пасли овец, а
сами горожане занимались в большинстве своем выделкой кож, производством
шерстяных тканей и изготовлением сальных свечей. Эти патриархальные занятия,
питавшие Бассано, не могли не отразиться на нравах его жителей. Старые авторы
писали, что еще в 16 столетии в Бассано свято хранились заветы предков, давно
уже забытые в крупных городах Италии. Один из них в таких выражениях восхищался
женщинами этого города: «Они доброго и доблестного нрава, их обычаи и одежды
скромны и далеки от роскоши».
Несомненно, некоторая архаичность жизненного уклада в Бассано оказала большое
влияние на формирование личности будущего художника. Недаром впоследствии он
одним из первых итальянских живописцев обратился к сельской тематике, и именно
картины, в которых так или иначе присутствуют деревенские детали, принесли ему
наибольшую известность. Но нельзя также сбрасывать со счетов и семейную
обстановку. Семья, где возрастал Якопо да Понте, была, вероятно, одной из самых
оригинальных во всем городе. Его отец, Франческо да Понте (дата его рождения
неизвестна, а умер он, по всей видимости, в 1540 году), был, как свидетельствует
Карло Ридольфи, весьма образованным для своего времени человеком. Он увлекался
изящной словесностью, философией и
алхимией. Надо полагать, что он постарался передать сыну большинство своих
знаний, ибо та легкость, с которой Якопо да Понте сочинял сюжеты для своих
полотен, свидетельствует о его близком знакомстве с литературой. Первые уроки
живописи он также получил от отца.
Неизвестно, с какого момента он начал помогать отцу в его трудах. Исследователи
полагают, что к совместным работам Франческо и Якопо да Понте следует отнести
некоторые полотна, созданные около 1530 года и хранящиеся ныне в Городском музее
в Бассано. Бок о бок с отцом наш герой проработал приблизительно пять лет. В
1535 году мы обнаруживаем его уже в Венеции, в мастерской Бонифацио Веронезе.
В Венеции художник занимался совершенствованием своей живописной техники. Его работа в мастерской Бонифацио Веронезе подтверждается и многочисленными свидетельствами старых авторов, и его собственными полотнами конца 1530-х годов. Неизвестно лишь, как долго и в каком статусе находился он здесь. С трудом можно поверить, что Бассано работал у Веронезе исключительно на положении ученика. Слишком уж великовозрастен он был (в 1535 году ему минуло уже двадцать пять лет). Легко представить себе, как поразила пышная Венеция нашего провинциала, выросшего в краю ремесленников, пастухов и землепашцев. Роскошные палаццо, великолепные храмы, толпы богато одетых горожан — поначалу все это показалось Бассано восхитительным. В мастерской Веронезе он старательно приобщался к венецианской школе с ее тяготением к пышности, изысканному колориту и повествовательности.
В 1540 году Якопо да Понте получил из дому известие о смерти отца и поспешил в Бассано. Надеялся ли он вернуться в Венецию потом, по завершении всех печальных хлопот, связанных с устройством дел семьи? Или уже заранее знал, что отныне его судьба будет связана с родным городом? Вернее всего — второе. Можно предположить, что за несколько лет Венеция с ее «праздником каждый день» успела прискучить молодому художнику, с детства привыкшему к иному ритму жизни и иному окружению. Он взял от Венеции все, что хотел взять. Да. он больше не мог участвовать в художественной жизни Венеции и лицезреть живописные новинки, но зато получил возможность в тишине и покое наслаждаться гравюрами. Их он изучил гораздо более досконально, нежели его «коллеги» и друзья, оставшиеся в Венеции. Так, в его работах раньше, чем в полотнах кого-либо из венецианцев, можно заметить следы знакомства с гравюрами Пармиджанино.
К концу 1540-х годов мастер обзавелся семьей. Когда точно произошло это событие, сказать трудно, но первый из известных сыновей Якопо Бассано, Франческо, появился на свет в 1549 году. Жизнь художника текла спокойно. Он трудился для городских и окрестных церквей, проводил свои досуги в кругу семьи, мастерил затейливые штуки для украшения своего дома и сада, неизменно поражавшие гостей. Один за другим рождались сыновья и, подрастая, становились помощниками отца в его мастерской.
Нельзя сказать, что, покинув Венецию, Бассано жил анахоретом. Судя по всему, старые знакомые, с которыми он сошелся еще в молодые годы, не забывали о нем. Так, есть сведения, что Паоло Веронезе послал своего сына Карлетто «учиться ремеслу» именно в мастерскую Бассано. Это, несомненно, свидетельствует о том, сколь высоко ценил он талант своего товарища по цеху. Помимо прочего, если верить биографам Бассано, тот же Веронезе в своем знаменитом «Браке в Кане» (1562—1563) изобразил его рядом с собой, Тицианом и Тинторетто в группе музыкантов. Успехом пользовались работы Якопо да Понте и у некоторых коллекционеров-любителей (в особенности им нравились его сельские сцены, где он с большой достоверностью воспроизводил пейзажи своей родной Террафермы).
В середине 1570-х годов старый мастер взялся за совершенно новую для него работу — монументальные росписи. Открытый лишь недавно, этот фресковый цикл в приходской церкви Картильяно, небольшой деревушки неподалеку от Бассано, создавался при странных обстоятельствах. Исследователи предполагают, что в 1574—1575 годах художник был вынужден оставить Бассано (иные говорят, что это было связано с эпидемией чумы, действительно разразившейся в эти годы в близлежащих городах, другие винят во всем религиозные распри, связанные с Контрреформацией). Как бы там ни было, Бассано пришлось «спасаться» в деревне, благодаря чему он создал великолепные фрески капеллы дель Розарио — единственное свое произведение в этом жанре. 1570-е годы вообще явились для живописца наиболее плодотворным периодом. Он и сам не растерял еще сил, да и сыновья были рядом. И, хотя Бассано не оставлял кисти до самой своей смерти, в следующее десятилетие он работал далеко не так продуктивно.
Умер художник в 1592 году, лишь ненамного пережив своего старшего и самого талантливого сына Франческо,
скончавшегося полгода спустя. |