|
Чудо с крестом у моста Сан Лоренцо 1500, Галерея Академии, Венеция
В эпоху Ренессанса венецианцы испытывали чувство гордости за свой город, и было принято заказывать картины и другие произведения искусства, изображающие связанные с ним события. В картине «Чудо с крестом у моста Сан Лоренцо» чудесное событие используется художником как повод для показа повседневной жизни Венеции и для демонстрации своего мастерства. Гондольеры, монахи, знатные дамы и патриции, дворцы и канал - все это составляет образ прекрасного города, в котором жил и работал Джентиле. Сцена полна тончайших деталей: ювелирные украшения дам и кирпичи, из которых выложены трубы на крышах дворцов, написаны с одинаковым вниманием и искусностью. Кроме того, живописец наполняет сцену мягким светом,
выделяющим фигуры из толпы и освещающим здания.
|
|
|
Беллини Джентиле (Bellini Gentile) (1429-1507)
Итальянский живописец венецианской школы.
С именем Джентиле Беллини, сына Якопо Беллини, связано зарождение венецианской
жанрово-исторической картины, запечатлевшей праздничную жизнь на улицах города
(«Процессия на площади Сан-Марко», 1496, «Чудо Святого Креста», 1500, – обе
картины в Галерее Академии, Венеция).
В 1474 году Джентиле Беллини занял пост официального живописца Венецианской республики и получил
поручение возглавить работу над обширным циклом монументальных живописных панно
на исторические темы в зале Большого совета Дворца дожей (не сохранились).
В 1479—1480 годах художник посетил Константинополь по приглашению турецкого султана Мехмета II, также наградившего его рыцарским титулом.
В дошедшем до наших дней живописном наследии Джентиле Беллини центральное место
занимают четыре композиции, относящиеся к характерному для Венеции жанру
монументальных многофигурных сцен на историческую тему. Три из них — «Процессия
на площади Сан Марко» (1496), «Чудо с крестом у моста Сан Лоренцо» (1500), «Чудесное
исцеление Пьетро де Людовичи» (1501, все — Венеция, галерея Академии) — входят в
цикл История реликвии, написанный группой венецианских мастеров для
религиозно-филантропического братства скуола Гранде ди Сан Джованни Евангелиста
и посвященных событиям, связанным с принадлежащим братству чудотворным крестом;
четвертая — «Проповедь святого Марка в Александрии» (1507, Милан, галерея Брера),
предназначенная для братства скуола Гранде ди Сан Марко, закончена Джованни Беллини.
В относящихся к позднему периоду деятельности Джентиле работах созданный им жанр
монументальной исторической композиции предстает в своем классическом виде.
Художник уподобляется автору исторической хроники, изображая легендарное или
реальное событие со скрупулезно переданными подробностями обстановки, облика
зданий и площадей, типажа и костюмов, множеством житейских деталей. И в то же
время изображенные события предстают у Джентиле Беллини как исторически
значительные. Его композиции торжественны, прекрасно скомпонованы, обилие фигур
и деталей не создает в них тесноты; напротив, в них есть величавая широта
пространства, ясность и строгость ритма. Огромную роль в них играет архитектура
— реальные или вымышленные здания, создающие величественный фон событий,
вносящие в композиции торжественность и строгую упорядоченность.
Несколько суховатую живописную манеру художника Джентиле Беллини отличают чеканность и твердость
рисунка, строгое благородство красочной гаммы, обилие легкого света и
прозрачность теней. Ряд превосходных портретных изображений в этих композициях
свидетельствует о даровании Джентиле Беллини-портретиста, что подтверждают и
немногие дошедшие до нас портретные работы: «Лоренцо Джустиниан» (1465, Венеция,
галереи Академии), «Султан Мехмет II» (1480, Лондон, Национальная галерея). Джентиле
Беллини создал целое направление в венецианской живописи последних десятилетий
15 — начала 16 века, оказал большое влияние на современников, работавших в жанре
исторической картины, в частности, на своего ученика Витторе Карпаччо. |