|
Вид моста Нави в Вероне 1740-е, Городской музей, Верона
Художник с изумительной зрительной достоверностью передал твердую штукатурку, кирпичную кладку зданий и живую
игру солнечного света на стенах городских строений. Стиль Беллотто очень похож на стиль его дяди живописца Антонио Каналетто, и действительно, иногда он подписывал свои работы именем Каналетто, что порождало много недоразумений.
Однако произведения Беллотто более холодные и жесткие, и он проявляет больше интереса к облакам, теням и листве. Кроме того на полотнах Беллотто больше фигурных групп, чем у Каналетто, - как видно
по этой картине с беспечно прогуливающимися парами и детьми.
|
|
|
Беллотто Бернардо (Bernardo Bellotto) (1720–1780)
Беллотто Бернардо, по прозвищу Каналетто (Canaletto),
итальянский живописец, рисовальщик, гравер и офортист венецианской школы. Племянник и ученик
Антонио Каналетто, от которого унаследовал прозвище. Мастер ведуты – документально
точного архитектурного пейзажа. В 1747–1768 годах Беллотто работал в Дрездене, Вене,
Мюнхене, Петербурге, затем – в Варшаве; писал серебристые по колориту, несколько сухие по
рисунку виды этих городов (“Вид замка Кёнигштайн”, 1764, Государственный музей
изобразительных искусств, Москва; “Вид Варшавы”, 1779–1780, Национальный музей, Варшава).
Уже в ранних картинах, выполненных в Риме (“Пьяцца Навона”, 1740—1745, Нант, Художественный музей;
“Вид Капитолия”, 1740—1745,
Парма, Национальная галерея) и Турине (“Старый мост через реку По в Турине”, 1745, Турин,
галерея Сабауда), заметны черты, позволяющие говорить о том, что художнику
удалось создать свой тип ведуты. Как и Антонио Канале, с помощью камеры-обскуры
Беллотто передает характер изображаемой местности с топографической точностью.
Но венецианская декоративная красочность картин Антонио Канале сменяется у Беллотто
более педантичным, описательным воспроизведением действительности. Плотная,
пастозная манера письма придает материальность объемам зданий, древесных крон,
фигур людей. Большие картины-панно Беллотто свидетельствуют о стремлении
художника к максимальной объективности, при которой, однако, утрачивается
очарование легкой кисти и праздничности цвета, присущее пейзажам-ведутам Антонио Канале.
С 1747 Беллотто работает в Дрездене при дворе курфюрста Саксонии Августа III. По
заказу Г. Брюля, министра саксонского короля, в 1747—1755 художником была
написана серия архитектурных пейзажей с видами Дрездена и Пирны. В ведутах Пирна
с правого берега Эльбы, Цвингер в Дрездене (Санкт-Петербург, Государственный
музей Эрмитаж), Вид Пирны от крепости Зонненштейн (Москва, Государственный музей изобразительных искусств им.
А. С. Пушкина) в перспективном построении усиливается четкость и строгость
планов. Панорамы городов открываются издалека от поросшего зеленью
противоположного берега реки, но объемы зданий легко читаемы, словно отграничены
от неба и зеркальной глади реки. Рационально выстроено и пространство площадей
немецких городов в ведутах Рыночная площадь в Пирне (Москва, Государственный
музей
изобразительных искусств им. А. С. Пушкина), Площадь Нового рынка в Дрездене
(Санкт-Петербург, Эрмитаж). Беллотто выбирает момент освещения, когда
особенно четко выявлены контрасты света и тени и границы пятен холодного
светлого и почти черного цветов в замкнутой перспективе площадей создают
впечатление резкой пластической определенности освещенных и затененных зон.
Благодаря деятельности Беллотто при европейских дворах в Дрездене, Мюнхене,
Вене, где он писал виды городов, усадеб с парками, предместий, традиции
венецианской ведуты получили известность. В 1759 он был приглашен императрицей
Марией Терезией в Вену, выезжал для выполнения заказов при баварском дворе в
Мюнхен (1761), а с 1768 года постоянно работал в Варшаве в качестве придворного
художника короля Станислава Августа Понятовского. В Польше Беллотто были созданы
виды Варшавы, дворца и живописного парка в Вилланове, замков на берегу Вислы. В
произведениях 1760-х — Площадь Бернардинцев (1767), Церковь кармелиток и дворец
Радзивиллов (1767), Вид на Вилланов с юга (1760-е), Реконструкция королевского
дворца (1767, все — Варшава, Королевский дворец) — стаффажные фигурки
приобретают большую характерность, привнося элемент жанровости в архитектурные
виды. В созданных по воспоминаниям ведутах итальянских городов конца 1760-х (Вид
Форума, 1769; Площадь Ротонды в Риме. Пантеон, 1769, обе — Москва, Государственный
музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина) с предельной четкостью выстроенная
перспективная композиция и резкие светотеневые контрасты акцентируют пластику
древних античных построек. В обращении художника к подобным сюжетам проявились вкусы
того времени, связанные с античностью. Беллотто известен также как прекрасный рисовальщик
и гравер. В графических видах европейских городов художнику в большей степени,
чем в живописи, удалось раскрыть новые возможности венецианского пейзажа 18 века в освоении передачи пленэра. |