|
|
|
Бенвенуто ди Джованни Benvenuto di Giovanni (1436-1518)
Бенвенуто ди Джованни (полное имя — Бенвенуто ди Джованни ди Мео дель Гуаста,
итал. Benvenuto di Giovanni di Meo del Guasta; 13 сентября 1436, Сиена — после
1518, там же) — итальянский художник сиенской школы.
Бенвенуто ди Джованни родился в семье каменщика. Свою жизнь он провел, работая в
Сиене и ее окрестностях. Впервые его имя упоминается в сиенских документах в
1453 году, когда он был подмастерьем у Веккьетты — из этого сообщения можно
понять, что Бенвенуто рано начал работать, как минимум с 17-ти лет. Двенадцать
лет спустя, в 1465 году, в налоговой декларации он о себе сообщает, что не имеет
ни имущества, ни родственников, и проживает недалеко от баптистерия. В следующем
году он женится на девушке по имени Якопа ди Томмазо ди Четона, с которой
впоследствии нажил семерых детей. Из документов также известно, что чете ди
Джованни принадлежали виноградники, дававшие кое-какой доход, но, кроме того,
Бенвенуто не чурался административной работы, и занимал как минимум две
должности в сиенской администрации. Один из его сыновей, Джироламо ди Бенвенуто,
стал впоследствии художником.
Бенвенуто ди Джованни оставил после себя солидное художественное наследие.
Сегодня существует девять подписанных им алтарей, четыре алтаря с уверенностью
приписаны ему, потому что на них сохранились документы, и, кроме того, на
основании стилистических особенностей ему приписывается множество других
произведений. Его творчество охватывает 43 года и включает фрески, станковую
живопись, миниатюру, и оформительские работы.
В 1453 году Бенвенуто ди Джованни под руководством Веккьетты, который по всей
вероятности был его учителем, работал в сиенском баптистерии. В следующем году
он написал (ныне утраченную) картину для капитула «Компанья ди Санта Лючия» в
Сиене. В 1460 году его имя вновь упоминается в документах, на сей раз в качестве
должника сиенского собора наряду с Веккьеттой и Франческо ди Джорджо. Вероятно,
в этот период он расписал сиенский баптистерий фресками с историей св. Антония
Падуанского, а также написал небольшую панель «Чудо святого Антония» (Мюнхен, Старая
пинакотека), которая, скорее всего, была частью пределлы алтаря, созданного
Веккьеттой и Франческо ди Джорджо.
Первой его работой, на которой стоит точная дата, является «Благовещение и
святые» (1466) из церкви Сан Джироламо в Вольтерре, для которой позднее, в
1470 году, Бенвенуто написал еще «Благовещение» и пределлу со сценами из жизни
Христа (Вольтерра, Пинакотека). В этом же, 1470 году Бенвенуто ди Джованни написал «Благовещение»
для церкви Сан Бернардино в Синалунге. Период около 1470 года является важным
для творчества живописца Бенвенуто ди Джованни, потому что именно в это время он
отказывается от подражания Веккьетте, а также натуралистического виденья
Доменико ди Бартоло, и вырабатывает собственный стиль. Вероятно, это произошло
отчасти в результате знакомства и долго продолжавшегося в дальнейшем
сотрудничества с двумя североитальянскими миниатюристами, работавшими в Сиене —
Либерале да Верона и Джироламо да Кремона. Под их влиянием работы Бенвенуто
приобрели яркий колорит и гармоничную композиционную сбалансированность.
Прекрасно выстроенный его кистью «горний мир» можно видеть в последовавших в
этом десятилетии произведениях — «Триптихе из Монтепертузо» (1475, ныне
находится в приходской церкви в Весковадо ди Мурло под Сиеной), «Алтаре Боргезе»
(1475-78, церковь Сан Доменко в Сиене), и триптихе «Мадонна с младенцем и
святыми» (1479, Лондон, Национальная галерея).
В 1480 году Бенвенуто получил сразу несколько заказов; он занимался декоративным
оформлением сиенского собора, иллюстрировал миниатюрами книгу хоралов для этого
собора (хранится в Библиотеке Пикколомини, Сиена), и такую же книгу для
монастыря Сант Еудженио под Сиеной (сейчас она хранится в библиотеке аббатства
Кава деи Тиррени). Для этого же монастыря Бенвенуто написал большую алтарную
картину «Вознесение Христа» (1491, Сиена, Пинакотека), пределла которой
находится в Национальной галерее, Вашингтон.
Картина имеет дату и подпись художника. Это произведение наполнено страстностью
и внутренней экспрессией, в нем видно североевропейское влияние. Оно знаменовало
собой пик творчества Бенвенуто ди Джованни, потому что последующие его работы
грешат некоторой упрощенностью, схематичностью, и временами излишней
приторностью. Возможно, это было результатом более активного участия в работе
его сына, Джироламо ди Бенвенуто.
В 1500-х годах престарелый мастер обратился к прошлому, к верным художественным
формулам, найденным в середине 15 века. Это следует из его последней подписанной
работы «Мадонна с младенцем и святыми» (1509, церковь Санта Лючия в Синалунга) |