|
|
|
Бернардино Фунгаи (Bernardino Fungai) (1460-1516)
Итальянский художник сиенской школы живописи, стилистика работ которого относится к проторенессансу.
Биография Бернардино Фунгаи плохо документирована, специалисты знают о нем
немного. В документах он появляется в 1482 году в качестве подмастерья (garzone)
у Бенвенуто ди Джованни во время работ над монохромными фресками в барабане
купола сиенского собора, в связи с чем многие ученые считали его учеником
Бенвенуто. Однако в его работах видно гораздо большее влияние Маттео ди
Джованни. В качестве творческого наставника считается также и художник Джованни ди Паоло.
Сегодня существует единственное подписанное и датированное им произведение —
алтарь «Богоматерь с младенцем, святыми Себастьяном, Иеронимом, Николаем и
Антонием Падуанским» (1512, Сиена, Пинакотека). Отталкиваясь от этой работы,
специалисты относительно уверенно выстроили позднее творчество Бернардино Фунгаи,
однако изучение его раннего периода проблематично.
Этот художник не оставался в стороне от новаций конца 15 века, и, несмотря на
крепкую сиенскую закваску (а то, что Бернардино воспитывался на сиенской
традиционной живописи, не вызывает сомнений), в его произведениях можно видеть
подражание работам Лука Синьорелли, Перуджино и Пинтуриккьо. Из документов
следует, что Бернардино кроме красок работал с таким дорогим материалом, как
золото — в 1494 году он получил заказ на изготовление церемониальных золоченых
стягов, а пять лет спустя золотил футляр органа в соборе. Кроме крупных
произведений Бернардино Фунгаи занимался росписью таволетта и кассоне.
Среди немногочисленных работ художника дошедших до наших дней можно отметить три
разных изображения Мадонны.
В ранней картине «Мадонна с двумя святыми отшельниками» (ок. 1480, Собрание Поля
Гетти) еще видна прямая связь с традиционными сиенскими работами, типичными для
Маттео ди Джованни или Нероччо де Ланди.
В другой картине «Мадонна с младенцем и херувимами» (1495—1510, Лондон,
Национальная галерея) видна связь с искусством Перуджино. Позади Мадонны
развернут роскошный пейзаж, на котором разыгрываются сцены Рождества и
Поклонения волхвов.
Третья «Мадонна с младенцем, святыми и ангелами» (1510-1515, Майами,
Университетская галерея) создана Бернардино Фунгаи в последние годы жизни. Она выглядит
несколько эклектично, поскольку в ней собрано всё, что Фунгаи писал на
протяжении своей карьеры — богатый, с необозримыми далями пейзаж, которому он
всегда уделял подчеркнутое внимание, святые старцы, античная архитектура, и
Дева Мария с младенцем. Кроме того, у этого произведения крайне редкая иконография
— младенца Христа держат ангелы, а не Мадонна. Эта сцена — аллегорическое
изображение «небесного брака» между Христом и церковью, которую символизирует
собою Богоматерь. Мария Магдалина, стоящая рядом, свидетельствует о
происходящем.
Кроме этих, довольно крупных станковых произведений, в разных музеях мира
хранятся несколько картин, которые ранее составляли пределы разных алтарей. В
Государственном Эрмитаже Санкт Петербурга находится может быть одно из самых
интересных произведений Бернардино Фунгаи - доска от кассоне с изображением
сцены под названием "Великодушие Сципиона Африканского". |