|
Голова + Свет + Окружение, 1912, Галерея нового искусства, Рим
Фрагментарные, изорванные формы мечутся, увлекаемые каким-то вихрем. Из красных, синих граней проступает человеческая голова: это мир, увиденный во вращающемся калейдоскопе. Картина воплощает идею движения сквозь пространство и время - идею, которой Боччони был всецело увлечен. Умберто Боччони являлся одним из основателей итальянского футуристического искусства и в 1910 году поставил свою подпись под Манифестом Футуризма. Отвергая прошлое, художники этого направления искали источник вдохновения в науке и технике, считая, - в отличие от многих своих современников, что идеальная «машина времени» оказывает на искусство и творчество человека только положительное воздействие. Художник Умберто Боччони призывал собратьев по творчеству проникнуться современностью: ее скоростью, волей к жизни, динамизмом.
В этой картине художник пытался воспроизвести всю целостность своих единовременных впечатлений от реальности. |
|
|
Боччони Умберто (Boccioni Umberto) (1882-1916)
Итальянский художник и скульптор, футурист. Являлся одним из главных теоретиков движения футуризма в Италии.
В 1910 году группировка молодых художников - футуристов провозгласила своей целью разрушение старой культуры и воплощение в современном искусстве динамизма индустриальной эпохи и современных капиталистических больших городов.
Футуристы фетишизировали машинную технику, противопоставляли машину человеку.
Они стремились передать в живописи внутреннюю динамику предмета и перенасыщенность сознания современного человека множеством теснящих друг друга впечатлений.
Главным фактором выражения современности они провозгласили время (четвертое измерение), ощущение которого пытались передать в картине с помощью раздробления и искажения зрительного образа реального мира в хаотической динамике ритмов, путем многократной фиксации повторных этапов движения тел в пространстве.
Футуристы предвещали крах современного искусства, видели новое не в социальном переустройстве жизни общества, а в торжестве современного техницизма, подавляющего человека.
Наиболее яркое выражение футуризм нашел в Италии в творчестве Умберто Боччони,
Джино Северини, Джакомо Балла, К. Карра - авторов беспокойно-хаотичных композиций.
Умберто Боччони обучался живописи в школе обнажённой натуры (Scuola Libera del Nudo) при Академии изящных искусств в Риме. Одновременно
вместе с Джино Северини изучал технику пуантилизма у Джакомо Балла (1898—1902).
Посетил Париж (1902), Берлин и Петербург (1903—1904). В 1906 году изучал
импрессионизм и постимпрессионизм в Париже. В конце 1906 — начале 1907 года
посещал курсы рисования в Академии изящных искусств в Венеции.
В 1907 году поселился в Милане, где познакомился с представителями футуризма.
Особое влияние на Боччони оказал Филиппо Маринетти — основоположник и теоретик
футуризма в европейской литературе, автора «Манифеста футуризма» (1909). Боччони
адаптировал идеи Филиппо Маринетти к визуальному искусству, выпустив в 1910 году
«Технический манифест футуристической живописи».
В 1912 году после посещения парижских студий Жоржа Брака, Александра
Архипенко и Константина Брынкуши Умберто Боччони решил заняться скульптурой.
В том же году он вместе с другими футуристами выставил свои работы в галерее
Бернхафма-младшего, в 1913 году была организована выставка скульптур.
Умберто Боччони является автором «Технического манифеста футуристической скульптуры».
Работы Боччони, созданные под влиянием увиденного в Париже, в свою очередь оказали влияние на
творчество скульпторов-кубистов, особенно Раймона Дюшан-Вийона.
После начала Первой мировой войны Боччони был призван в армию, в артиллерийский
полк близ Вероны. 16 августа 1916 года он случайно упал с лошади во время
тренировочных упражнений кавалерии и, получив смертельную травму, скончался. |