|
|
|
Браманте Донато (Bramante Donato) (1444–1514)
Крупнейший представитель итальянского зодчества эпохи Высокого Возрождения.
Собственно, настоящее имя итальянского архитектора Паскуччо д'Антонио (Рascuccio
d'Аntonio).
Родился в местечке Монте-Аздруальдо, ныне Ферминьяно, близ Урбино.
Юность провёл в Урбино, где воспринял передовые гуманистические идеи Пьеро делла
Франческа и Лучано Лаураны. В 1470-х годах переехал в Милан, где испытал влияние архитектурных идей Леонардо да Винчи.
Работал в Милане и (с 1499) в Риме. Постройки Браманте
(церковь Санта-Мария прессо Сан-Сатиро с сакристией и капеллой, хор и клуатр церкви Санта-Мария делле Грацие
в Милане;
фасад палаццо Канчеллерия и двор Бельведера в Ватикане в Риме)
отличаются стройным величием, гармоничным совершенством пропорций, ясностью
монументальных пространственных решений, творческим использованием классических форм.
При перестройке церкви Санта-Мария прессо Сан-Сатиро в Милане (1479-1483):
перекрыв главный неф и трансепт мощными цилиндрическими сводами, Браманте
использовал перспективную роспись и рельеф, чтобы изобразить перекрытый таким же
сводом хор; там же Браманте осуществлены гармоничные центрические композиции
сакристии и небольшой капеллы Снятия со креста. В церкви Санта-Мария делле
Грацие в Милане (1492-1497) Браманте создал хор и светлое просторное средокрестие,
увенчанное лёгким куполом; цельность замысла сочетается здесь с традиционной для
зодчества Ломбардии декоративностью. Браманте принадлежит и основной замысел
собора в Павии (1488-92), с куполом, высоко поднятым на 8 стройных столбах над
обширным средокрестием.
Переехав в 1499 в Рим, Браманте занял здесь ведущее место среди архитекторов,
которые создали общеитальянский стиль Высокого Возрождения, повлиявший на всё
европейское зодчество. Строг и величав завершенный Браманте в 1499-1511 фасад
дворца Канчеллерия; его внутреннему двору с 2 ярусами изящных аркад Браманте
придал лёгкость и пластичность. Оригинальна композиция дворика церкви
Санта-Мария делла Паче (1500-1504), столбы которого в нижнем ярусе несут аркаду, а
в верхние, перемежаясь с коринфскими колонками, завершаются архитравным
перекрытием. Наибольшей пластичной цельности и жизнерадостной гармонии
Браманте достиг в маленькой купольной часовне-ротонде Темпьетто во дворе
монастыря Сан-Пьетро ин Монторио (1502), окруженной внизу римско-дорической
колоннадой и расчленённой в обоих ярусах полукруглыми нишами.
С 1503 Браманте вёл по поручению папы Юлия II обширные работы в Ватикане. Им
созданы здесь двор Сан-Дамазо (около 1510) и достигающий в длину около 300 м,
завершенный огромной нишей двор Бельведера (1503-1545) для турниров и зрелищ;
разница в уровнях его 3 террас использована для создания мест для зрителей и
грота с фонтанами. Двор Бельведера, развивая приёмы древнеримских ансамблей,
предвосхитил композицию многих вилл последующего времени. До конца жизни
Браманте проектировал и строил грандиозный собор святого Петра в Риме. Им было
предложено центрическое сооружение с планом в виде вписанного в квадрат
равноконечного креста, с мощным сферическим куполом над средокрестием, 4 малыми
куполами и башнями по углам. Проект не был осуществлен, но его идеи воплотились
во многих центрально-купольных зданиях Италии и других стран.
Поиски Браманте образа пластически цельного, совершенного в своей
законченности центрического сооружения (часовня-ротонда Темпьетто во дворе
монастыря Сан-Пьетро ин Монторио, 1502; проект собора Святого Петра, 1506–1514, -
оба в Риме) во многом были восприняты Рафаэлем и другими итальянскими
архитекторами, воплотились во множестве центрально-купольных построек Италии и других стран Европы.
Творчество Браманте - одна из вершин архитектуры Возрождения. Браманте создал
архитектурные образы, замечательные гармоничным совершенством и цельностью,
свободным, творческим применением классических форм.
Умер Браманте в Риме 11 марта 1514 года. |