|
|
|
Брунеллески Филиппо (Brunelleschi Filippo) (1377–1446)
Итальянский архитектор, скульптор и ученый. Учился и работал во Флоренции, около
1402–1409 изучал в Риме античную архитектуру. В 1401 году, участвуя в конкурсе
скульпторов (выигранном Л.Гиберти), Брунеллески выполнил бронзовый рельеф
“Жертвоприношение Авраама” (Национальный музей, Флоренция) для дверей
флорентийского баптистерия; около 1409 создал деревянное “Распятие” в церкви
Санта-Мария Новелла. В дальнейшем Брунеллески работал как архитектор, инженер и
математик, став одним из основоположников архитектуры Возрождения и создателей научной перспективы.
В 1420–1436 Брунеллески возвел величественный восьмигранный
купол собора Санта-Мария дель Фьоре – первый крупный памятник ренессансного
зодчества и выдающееся достижение инженерной мысли. В здании Воспитательного
дома (Оспедале дельи Инноченти, 1421–1444) Брунеллески вынес арочную галерею на
фасад, связав здание с площадью и придав его монументальному облику черты легкости и приветливости.
В Старой сакристии церкви Сан-Лоренцо (окончена в
1428), центрической капелле Пацци во дворе монастыря Санта-Кроче (начата в 1429;
авторство Брунеллески ныне оспаривается рядом исследователей), базиликальных
церквях Сан-Лоренцо (1422–1446) и Санто-Спирито (начата в 1444), центральной
части палаццо Питти (начата в 1440) Брунеллески одним из первых в итальянском
зодчестве творчески осмыслил и оригинально истолковал античную ордерную систему.
Гуманизм и тонкая поэтичность творчества Брунеллески, гармоничная соразмерность
и изящество его построек, сохраняющих связь с традициями готики, творческая
свобода его замыслов определили большое влияние Брунеллески на развитие
архитектуры Возрождения. |