|
|
|
Буффальмакко Буонамико (Buffalmacco Bounamico) (1262-1340)
Флорентийский живописец Буонамико ди Мартино, по прозвищу Буффальмакко
(Весельчак), был учеником Андреа Тафо.
Прославлен монахом-новеллистом Джованни Бокаччо в качестве развеселого и
находчивого острослова в знаменитом собрании средневековых историй «Декамерон».
Писатель Франко Саккетти в своих «Трехстах новеллах» также повествует о временах
ученичества художника, когда Буффальмакко был в подмастерьях у живописца Андреа Тафо.
Джорджо Вазари в своих «Жизнеописаниях наиболее известных живописцев» оставил об
этом художнике обширное сочиненение, состоящее в основном из анекдотов.
Лоренцо Гиберти в труде «Записки об итальянском искусстве» сообщает, что
Буффальмакко был удивительно одаренным мастером, с необычайной легкостью и
быстротой выполнял заказы, и добавляет, что кроме Пизы и Флоренции Буонамико
работал в Болонье. Имя Буффальмакко в 1315-1320 годах упоминается в списках флорентийского
цеха врачей и аптекарей (Arte dei Medici e degli Speciali), куда стали входить и
художники. До наших дней не дошло ни одной подписанной им работы. Буффальмакко
приписывают фрагменты фресок в пармском баптистерии, в соборе в Ареццо и в
церкви Сан Паоло Рипа д'Арно в Пизе. В пизанском Кампосанто кроме «Триумфа
смерти» кисти Буонамико приписывают и другие фрески – «Страшный Суд» с
сошествием в Ад и «Жизнь пустынников».
Упоминания о погребальне Кампосанто (лат. Campus Sanctus, Святое Поле) при
соборе в Пизе встречаются в итальянских архивах с начала 13 века. В
архитектурном плане здание Кампосанто представляет собой простой прямоугольник с
большим внутренним двором, обычной романо-готической постройки. Большие
поверхности внутренних стен погребальни словно изначально были предназначены для
росписей, и в течение нескольких десятилетий, начиная с 1330-1335 годов, здесь
возник один из крупнейших фресковых центров 14 века, в котором работали мастера
разных поколений из различных областей Италии: Франческо Траини был родом из
Пизы, Пьетро ди Пуччо из Орвьето, Спинелло Аретино из Ареццо, Буонамико
Буффальмакко, Стефано Фьорентино, Таддео Гадди и Андреа Бонайути из Флоренции, а
Антонио Венециано был приглашен из Венеции. В 15 столетии фресковые росписи
Кампосанто был дополнен работами Беноццо Гоццоли. В дальнейшем церковный
ансамбль сильно пострадал во второй мировой войне при налете авиации союзников
летом 1944 года, авиабомбежка спровоцировала в здании сильный пожар.
С 13 века в восточном крыле здания Кампосанто располагался алтарь с огромной
фреской «Распятие» (фрагменты росписи сохранились до наших дней). Автором
«Распятия» считают Франческо Траини. Ему же долгое время приписывалась и
следующая за Распятием фреска «Триумф смерти».
После работы исследователей и историков итальянского искусства и живописи Лонги,
Польцера и Беллози, изучавших фрески Кампосанто, автором фрески «Триумф смерти»
принято считать Буонамико Буффальмакко. На основании исследований в области истории костюма фреску удалось датировать 1330-ми годами. Авторство Буонамико Буффальмакко более не оспаривается и атрибуция фрески «Триумф смерти» в настоящее время считается общепринятой. Тем более, что согласно старинным
документальным свидетельствам, в 1336 году Буффальмакко находился в Пизе.
Во фреске «Триумф смерти» нет последовательно изложенного рассказа. Она
представляет собой ряд сцен, которые можно рассматривать в разном порядке. На
фоне ландшафтного поля внизу, на пути знатного общества, выехавшего на охоту,
оказываются три гроба с покойниками. Это тема предостережения о бренности всего
земного, к ней нередко обращались в 13 - 14 веках; ее истоки – легенда о трех
живых и трех покойниках, восходящая к французской литературе 13 века.
Отшельник указывает всадникам и их свите на мертвых. Их вид сводит на нет все
суетные мысли и высокомерие. От этой сцены идет лестница вверх, где
располагается обитель чистых духом отшельников. Справа от нее разворачивается
сцена, в которой черти сбрасывают захваченные ими души в расщелины земли, из
которых вздымаются языки пламени. Еще далее вправо ангелы ведут битву за людские
души, а под ними расположилась группа изящно одетых кавалеров и дам, любующихся
райским садом. Молодой человек играет на виоле, дама развлекается с собачкой, а
над ними парят путти. Главный смысл фресок – напоминание о бренности жизни (memento
mori – помни о смерти). Эта тема была характерна для живописи треченто, и
проявилась уже в работах Джотто.
Карло Лизинио в 1812 году выпустил серию больших эстампов с изображениями фресок Кампосанто, благодаря чему они стали самым известным произведением
итальянского средневекового искусства, и получили отклик в европейской литературе и искусстве.
Умер Буонамико Буффальмакко в 1340 году в возрасте семидесяти восьми лет во флорентийской
больнице Санта Мариа Нуова для бедных. Похоронен вместе с другими бедняками на кладбище Осса при больнице.
Работы Буффальмакко ценились как при жизни, так и после смерти художника. |