|
Трое шутов (Волосатый Генри, безумный Питер и Тино Амон), 1598-1600, Национальный музей, Неаполь |
Явление Христа святому Петру на Аппиевой дороге. Картины Карраччи.
Христос, несущий крест, явился святому Петру. На вопрос, куда он идет, Христос
ответил: «Я иду в Рим, чтобы быть снова распятым». Художник Аннибале Карраччи проявил здесь тонкое чувство детали, в частности, при
изображении пейзажа. Гармоничная композиция и прекрасные фигуры напоминают
работы Рафаэля и Микеланджело и свидетельствуют о стремлении римского художника 17 столетия вернуться к духу классики. Для стиля Карраччи характерно сочетание
натурализма и классицизма. В одном из своих писем он выражает восхищение перед
произведениями Корреджо и Тициана: «Мне нравится эта прямота и чистота.
которая не похожа на реальность, но очень правдоподобна и естественна и лишена
искусственности». Вместе со своим братом Агостино и кузеном Лодовико, Аннибале
Карраччи в 1595 основал Болонскую академию. В ней учились художники, многие
из которых стали создателями великой школы болонской барочной живописи. |
|
|
Карраччи (Carracci),
семья итальянских художников 2-й половины XVI - начала XVII веков. Лодовико
Карраччи (1555-1619) и его двоюродные братья Агостино Карраччи (1557-1602) и Аннибале Карраччи
(1560-1609) получили художественное образование в Болонье, принадлежали к болонской школе. Сочетая приемы живописи Корреджо,
Микеланджело и Тициана, они создали собственный стиль, ставший реакцией на изощренную экспрессивность маньеризма.
Эклектически соединяя приемы великих мастеров Возрождения, создали академический тип алтарной картины и монументально-декоративной росписи барокко.
Основанная ими около 1585 в Болонье “Академия вступивших на правильный путь” сыграла важную роль в становлении академизма.
Изучение натуры братья Карраччи соединяли с ее возвышенной идеализацией в духе мастеров Высокого
Возрождения. Они создали новый тип монументальной алтарной картины, эффектной по композиции и броской по колориту
(“Мадонна Барджеллини” Лодовико Карраччи, 1588, Национальная пинакотека,
Болонья), во фресковых росписях предвосхитили декоративизм живописи барокко
(росписи Палаццо Фарнезе в Риме, Агостино и Аннибале Карраччи, 1597-1604).
Эти фрески, замечательные по своему удачному распределению, по осмысленности и разнообразию композиции и по свежести красок (“Триумф
Вакха и Ариадны”, “Меркурий и Парис”, “Пан и Дианы”, “Юпитер и Юнона”) принадлежат к числу особенно удачных произведений братьев.
Аннибале Карраччи, наиболее талантливому в семье, принадлежат также жанровые композиции, портреты (“Портрет Джованни Габриели с лютней”, Картинная галерея, Дрезден),
а также проникнутые ощущением величия и гармонии природы так называемые героические пейзажи.
Несмотря на всеобщее признание художника, Аннибале Карраччи умер в возрасте 49 лет в нищете и похоронен в соответствии с
его предсмертной просьбой в Пантеоне, рядом с Рафаэлем. Достоинства живописных произведений этого художника состоят в
искусстве композиции, в умно рассчитанном размещении фигур и в свежести колорита.
Немногочисленные живописные произведения Агостино Карраччи (“Причащение святого Иеронима” и “Вознесение Богородицы” в Болонской пинакотеке) отличаются правильностью
рисунка и светлым, весёлым колоритом.
Агостино был более известным гравером, чем его брат Аннибале. Подражая Корнелису Корту, он достиг больших высот в
мастерстве гравирования. Наиболее известные из его гравюр: “Распятие” и “Искушение святого Антония” (с Тинторетто), “Эней и Анхис” (с Бароччио),
“Богородица с младенцем” (с Корреджо), а также некоторые гравюры с собственных работ. Агостино Карраччи получил известность благодаря своим гравюрам эротического содержания.
В ранних работах Лодовико Карраччи слишком заметно
подражание Корреджо и Пармиджанино. В более зрелых своих произведениях он демонстрирует большую самостоятельность
(в “Богородице во славе” и во фресках из жития святого Бенедикта в монастыре Сан Микеле ин Боско).
Лодовико Карраччи является также родоначальником особого рода картин страдальческого пафоса — многочисленных “Ecce Homo”
и “Mater Dolorosa”, созданных болонской школой. В Эрмитаже хранятся картины “Святое Семейство”, “Несение креста”, “Положение во
гроб” и “Святой Себастьян” художника Лодовико Карраччи. |