|
Персей, 1545-1554 Лоджия деи Ланци, Флоренция |
|
|
Челлини Бенвенуто (Cellini Benvenuto) (1500-1771)
Итальянский художник, крупнейший скульптор и ювелир периода маньеризма, занимательный писатель.
Родился 3 ноября 1500 во Флоренции в семье плотника.
Учился у ювелира Бандинелли, испытал влияние Микеланджело; работал
во Флоренции, Пизе, Болонье, Венеции, Риме, в 1540-1545 – в Париже и Фонтенбло
при дворе короля Франциска I. Мастер маньеризма, Челлини создавал виртуозные
скульптурные и ювелирные произведения, отмеченные утонченным декоративизмом,
орнаментальностью сложных композиционных мотивов, контрастным сопоставлением
изысканных материалов (солонка Франциска I, золото, эмаль, драгоценные камни,
1539-1540, Музей истории искусств, Вена ), смело решал проблемы рассчитанной на
многостороннее обозрение статуи (“Персей”, бронза, 1545-1554, Лоджия деи Ланци,
Флоренция). Перу Челлини принадлежат несколько трактатов и “Рассуждений” о
ювелирном искусстве, искусстве ваяния, зодчества, рисования и других, а также
принесшие ему всемирную славу мемуары, напоминающие авантюрный роман (между 1558
и 1565). Сочинения в русском переводе: Жизнь Бенвенуто, сына маэстро Джованни
Челлини., Москва, 1958, 3 изд., Москва, 1992.
Отцу Бенвенуто Челлини хотелось, чтобы сын стал музыкантом, но тот
поступил в 1513 в мастерскую ювелира М. де Брандини, где овладел методикой
художественной обработки металла. За участие в свирепых уличных «разборках», в
том числе и с конкурентами по профессии, Челлини дважды (в 1516 и 1523) изгонялся из
родного города. Поменяв несколько мест жительства (Сиена, Пиза, Болонья и других), установил в
1524 году в Риме связи с высшими церковными кругами. Войдя в число защитников
«вечного города», пытавшихся отразить его захват имперскими войсками (1527),
Бенвенуто Челлини был
вынужден временно покинуть Рим. Вернувшись туда, занимал (в 1529-34) должность
начальника папского монетного двора. Почти все ранние произведения мастера
Челлини (за
исключением нескольких медалей) не сохранились, поскольку были позднее переплавлены.
Жизнь художника по-прежнему протекала крайне бурно. Около 1534 года Челлини убил коллегу-ювелира
(отомстив за смерть брата), затем напал на нотариуса, а позднее, уже в Неаполе,
убил еще одного ювелира за то, что тот осмелился дурно отозваться о Челлини при
папском дворе. В 1537 был принят французским королем Франциском I и исполнил его
портретную медаль. В Риме же Бенвенуто Челлини арестовали, обвинив в краже папских
драгоценностей, но он бежал, был вновь заключен под стражу и, наконец,
освобожден (1538-1539).
Затем Бенвенуто Челлини жил при французском королевском дворе в Фонтенбло (1540-1545). Завершил
здесь работу над единственным своим сохранившимся ювелирным произведением,
подлинность которого не подлежит сомнению; это один из величайших шедевров в
истории данного вида искусства. Речь идет о большой солонке Франциска I
(1540-1543). Это изделие, изображающее по краям выемки для соли Нептуна и Юнону
(которые олицетворяют стихии Воды и Земли), а также сами эти стихии (в виде
волнующегося синего моря и холмистой земли — с рыбами и животными) впечатляюще
передает, несмотря на свои скромные размеры, игру природных сил.
Освоив во Франции технику масштабного бронзового литья, Челлини с этой поры все
чаще выполнял и крупные скульптурные заказы (“Нимфа Фонтенбло”, 1543-1544 и другие).
В этих работах впечатляюще четко проступило характерное свойство пластики
маньеризма в целом: ювелирное искусство, все более роскошное, изысканное и
новаторское, стало заметно опережать монументальную скульптуру, диктуя ей такие
свойства как особая тщательность отделки, «орнаментальная» красота силуэта и
прихотливое разнообразие ракурсов, рассчитанных на неторопливое разглядывание и любование.
Все эти свойства ярко проявились в наиболее значительной из работ Бенвенуто
Челлини, исполненных
художником на службе у герцога Козимо I Медичи во Флоренции (1545-1553), статуе
Персея, победно поднявшего голову Медузы-Горгоны (1545-1554). Также на службе у
Медичи Челлини исполнил и
ряд других скульптур, в том числе пару замечательных портретных бюстов (“Козимо I Медичи”; “Банкир Альтовити”; оба – 1545-1548). Занимался также и реставрацией античной пластики.
В 1556 году Челлини опять заключили в тюрьму за драку (жертвой его агрессивного
характера опять стал ювелир), а в 1557 вынесли обвинение в гомосексуализме и
поместили на четыре года под домашний арест. Последним его значительным
монументальным произведением явилось “Распятие” (1555-1562), исполнив его по
обету, данному еще в римской тюрьме в 1530-е, для собственного надгробия,
Челлини стремился доказать в этой вещи свое умение работать и в мраморе.
Находясь под домашним арестом, Бенвенуто Челлини начал писать автобиографию (1558-1567). Написанная на
живом разговорном наречии, она представляет собой настоящий авантюрный роман и
принадлежит к лучшим образцам литературы Возрождения (долго циркулировавшая в
рукописных копиях, “Жизнь Челлини” была опубликована лишь в 1728). Его перу
принадлежат также “Трактат о ювелирном деле” и “Трактат о скульптуре”, начатые в
1565 и в 1568 изданные. Скончался Бенвенуто Челлини 13 февраля 1571 во Флоренции. |