|
|
|
Коппо ди Марковальдо (Coppo di Marcovaldo) (1225- около 1275)
Сиенский художник периода итало-византийского искусства, один из основателей сиенской школы. Родился около 1225 года во Флоренции.
Коппо ди Марковальдо является одной из центральных фигур в художественном
процессе второй половины 13 века, который был очень важен для становления
сиенской живописной школы. Судьба этого художника весьма интересна. Архивные
документы сообщают, что в 1260 году он принял участие в битве при Монтаперти на
стороне флорентийских сторонников папы — гвельфов. В той битве флорентийцы
потерпели поражение от сиенских гибеллинов, и Коппо ди Марковальдо попал в
сиенский плен. В плену он пробыл недолго. Коппо был способным художником, и свою
свободу выкупил тем, что в 1261 году написал образ Мадонны для сиенской церкви
Сервите (так называемая «Мадонна дель Бордоне»). Пока Коппо томился в плену,
папа римский Александр IV в отместку за поражение отлучил Сиену от церкви.
Главной покровительницей своего города сиенцы считали Мадонну, и в пику папству,
ради утверждения идеи, что власть небесная выше власти папской, стали изображать
Мадонну в виде царицы-владычицы Сиены.
Интересно, что Коппо ди Марковальдо стал первым художником, наделившим в своей
«Мадонне дель Бордоне» сиенскую покровительницу царскими символами — орлами на
мафории (платке). Так судьба совершила неожиданный поворот, превратив художника из противника
Сиены в её сторонника, принявшего далеко не последнее участие в становлении
сиенского культа Мадонны. В следующем произведении, «Мадонне с младенцем» (около
1265, церковь Сан Мартино деи Серви в Орвьето), голову Мадонны украшает корона,
а царские орлы, подчеркивающие статус Мадонны как владычицы, переместились на
ткань, покрывающую спинку трона; Мадонна аристократична и царственна. Этот прием
вслед за Коппо стали использовать другие художники, например, Гвидо да Сиена.
После «Мадонны дель Бордоне» вторым документально подтвержденным произведением
Коппо ди Марковальдо является расписной крест, который в 1274 году он создал
вместе со своим сыном, Салерно ди Коппо, для собора в Пистойе.
В этом произведении Коппо отталкиваясь от прототипа, созданного Джунта Пизано,
развивает далее пластику тела, тонкость письма и драматизм события. У Джунта
живописец Коппо ди Марковальдо заимствовал технику передачи светотени. Это оживило лики
его мадонн, очеловечило их, особенно если сравнивать с работами Маргаритоне
д'Ареццо, рассматривавшего лик богоматери исключительно как атрибут
христианского символа.
Кроме перечисленных работ Коппо ди Марковальдо приписывают алтарный образ
«Архангел Михаил и сцены из его легенды», который сегодня считается самым ранним
его произведением (1250-1260, Сан Кашано Валь ди Пеза, Музей религиозного
искусства), еще один расписной крест (после 1261, Сан Джиминьяно, Пинакотека), а
также алтарный образ «Святой Франциск и сцены из его жизни», который ранее
приписывался так называемому Мастеру Сан Франческо Барди (Флоренция, церковь
Санта Кроче, капелла Барди).
К этой группе произведений традиционно добавляют известную мозаику из
форентийского баптистерия с изображением ада. Предполагают, что это произведение
было создано под впечатлением от описания чистилища в «Божественной комедии»
Данте.
В византийскую живопись, которая в то время была доминирующей в искусстве всей
Тосканы, и Сиены в частности, Коппо внес чувство пластической выразительности. В
то время как его современник Чимабуэ апеллировал к ранневизантийскому искусству,
Коппо ди Марковальдо в свой зрелый период создавал вариации на темы
поздневизантийской живописи. Его длительное присутствие в Сиене было фактором
положительно повлиявшим на дальнейший расцвет сиенской школы живописи.
Скончался Коппо ди Марковальдо предположительно в 1274 году в Сиене. |