|
Рождество Христово, 1530 Картинная галерея, Дрезден
Младенец Христос озаряет картину божественным светом, светом столь ярким, что женщина у
его ног принуждена заслонять глаза от этого ослепительного сияния. В картине, асимметрично
построенная сцена полна движения. Посох пастуха ведет взгляд зрителя в глубь
композиции, направляя его вверх, к ангелам, которые в свою очередь указывают
вниз на Младенца. Эта пронизанная трепетом картина типична для позднего стиля
Корреджо. Передача движения и драматизм в этом произведении предвосхищают стиль
барокко 17 столетия. Более всего известный своими росписями куполов и плафонов
церквей, Корреджо стремился создать у зрителя ощущение, что тот созерцает у себя
над головой красоту небесную. Одна из величайших работ Антонио Аллегри Корреджо - фреска в куполе
церкви Сан Джованни Эванджелиста в Парме, фреска, которая являет ошеломляющую
массу кружащихся фигур. |
|
|
Корреджо (Correggio) (около 1489 - около 1534)
Итальянский живописец эпохи Высокого Возрождения.
Настоящее имя Антонио Аллегри (Antonio Allegri). Работал в Парме и Корреджо; испытал
влияние Андреа Мантеньи, Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти, Рафаэля Санти, Доссо Досси.
В 1518-1520 годах Корреджо посещал Рим, где обучался тонкостям и духу, уже ставшей классической, живописи великих художников Возрождения.
Исполненные поэтического очарования и мягкой грации произведения художника Корреджо
знаменуют сложение в рамках ренессансной культуры новых художественных
принципов. Игривая легкость и декоративное изящество его росписей в
монастыре Сан-Паоло в Парме (около 1520) сменяются экспрессивным
динамизмом фресок церкви Сан-Джованни Эванджелиста (1520-1523) и собора
(1526-1530) в Парме, сложные ракурсы и вихреобразная композиция которых
предвосхищают пространственные эффекты барокко.
На фреске купола церкви Сан-Джованни Эванджелиста художником Корреджо изображена сцена "Явления Христа Иоанну Евангелисту на Патмосе"; святой Иоанн смотрит на Христа спускающегося в ореоле света. Одиннадцать апостолов расположены своеобразным рядом на облаках.
Лишенная какой бы то ни было архитектурной декорации эта сцена ритмизирована группами облаков и фигурами апостолов расположившихся подвое.
В этой росписи Корреджо демонстрирует абсолютное знание перспективы и анатомии полученное у Мантеньи и Микеланджело а также световоздушной среды унаследованное от Леонардо и венецианских художников.
Кроме того, он создал структурную модель, заимствованную художниками эпохи барокко в частности Ланфранко мастером, родившимся в Парме и очарованным творением Корреджо.
Позже на внутренней поверхности арок купола Корреджо написал восемь монохромных ветхозаветных фигур.
Религиозные картины Корреджо, проникнутые праздничным светским духом, выделяются грациозностью легких движений
и поз, динамической асимметрией композиции, светлым, нарядным, изменчивым
колоритом (“Мадонна со святым Франциском”, 1514-1515, Картинная галерея, Дрезден).
Для усиления эмоционального звучания Корреджо прибегал иногда к эффектам
контрастного ночного освещения (“Святая ночь” или “Поклонение пастухов”, около
1530, Картинная галерея, Дрезден).
Фреска в куполе собора в Парме является кульминацией творчества Корреджо; здесь логически завершаются поиски художника начатые в росписях в Камере ди Сан-Паоло и в церкви Сан-Джованни Эванджелиста.
Однако в росписи в пармском соборе Корреджо приходит к другому художественному решению в силу внушительных размеров купола очень глубокого на восьмигранном основании прорезанном восемью окулюсами.
Корреджо создал здесь бесконечное и сияющее пространство объединившее барабан и купол темой и цветом: барабан играет роль балюстрады на которой расположены фигуры апостолов устремивших взгляды к небу.
Но на земле обозначенной краем парапета разворачивается сцена "Успения Марии" а хоровод ангелов поднимает Мадонну на небо увлекая с ней святых и всех библейских персонажей; навстречу им спускается св. Михаил.
Благодаря своей концентрической композиции эта фреска предвосхищает великие плафонные росписи эпохи барокко и завершает эволюцию Корреджо начатую в росписях в церкви Сан-Джованни Эванджелиста:
от устремленных к небу головок херувимов к умелой передаче движения ангелов и святых.
В 1524-1526 годах Корреджо исполняет множество картин показывающих его стилистическую эволюцию: ритм становится еще более необузданным цвет более интенсивным а чувства обостряются.
Эти произведения предвещающие эпоху барокко были высоко оценены художниками 17 века.
Поиски ритма и освещения динамичных фигур характерны и для религиозных и мифологических картин Корреджо. Так картины “Мадонна с миской” (1529-1530, Парма, Национальная галерея); “Святой Иосиф” (Неаполь, Каподимонте); “Мадонна со святым Георгием” (1531-1532, Дрезден, Картинная галерея) построены на игре косых штрихов и световых пятен.
С 1530 Корреджо по заказу герцога Мантуанского Федериго Гонзага создает серию “Любовные похождения Юпитера” (“Даная”, Рим, галерея Боргезе; “Ио и Ганимед”, Вена, Музей истории искусства).
В эти же годы он пишет в темпере две аллегорические картины “Пороки” и “Добродетели” для студиоло Изабеллы д'Эсте (Париж, Лувр).
Гибкостью композиции, утонченным гедонизмом и эротикой отмечены произведения Корреджо на темы античной мифологии (“Юпитер и
Антиопа”, 1521-1525, Лувр, Париж; “Леда и лебедь”, около 1530, Картинная галерея, Берлин-Далем). |