|
Май, фреска, 1469-1470 Зал месяцев, палаццо Скифанойя, замок герцогов д'Эсте, Феррара
Это месяц май. Бог солнца Аполлон восседает на колеснице, возглавляя кортеж придворных
дам, кавалеров и херувимов. Обнаженные фигуры в нижней части
композиции художника Франческо дель Косса представляют астрологический знак созвездия Близнецов. Это нарядное
зрелище входит в цикл 12 фресок, украшающих стены Сала деи Мези (Зала месяцев)
во дворце герцога Борро д'Эсте в Ферраре. Вместе с другими художниками Косса
получил заказ изобразить там эпизоды из жизни феррарского двора в различные
месяцы года, введя также в композицию астрологические знаки, символы и фигуры римских
божеств. Фреска написана звучными красками, в несколько стилизованной манере,
свойственной дель Косса и другим живописцам феррарской школы. Принципы
перспективы, столь существенные для флорентийского искусства того времени, почти
не используются художником. Известно, что Косса был огорчен низкой оплатой своей
работы и пожаловался герцогу. Вскоре мастер покинул Феррару и остальную часть
жизни провел в Болонье. |
|
|
Франческо дель Косса (Francesco del Cossa) (1435 - около 1478)
Феррарский живописец эпохи Раннего Возрождения. Косса родился в Ферраре предположительно в 1434-1435 году. Учился у Козимо Туры; испытал влияние
Андреа Мантеньи и Пьеро делла Франческа.
Работал на своей родине в Ферраре, один из крупных мастеров феррарской
школы. Фрески Косса в замке Скифаноя в Ферраре (1469-1470) отличаются
поэтической свежестью восприятия мира, звучностью пронизанного светом колорита;
картины жизни двора герцогов д'Эсте, аллегорические композиции чередуются в них
со сценами сельского труда и отдыха в символических изображениях месяцев года.
Фрески художника, написанные в Зале месяцев в палаццо Скифанойя посвящены двенадцати месяцам года. Они разделены
на три яруса. В верхнем регистре помещен цикл праздничных аллегорических сцен,
нижний представляет собой ряд исторических картин из жизни двора герцогов д'Эсте. Между
ними проходит широкая лента с красочными изображениями астрологических символов.
После завершения в 1470 работы над фресками в палаццо Скифанойя Франческо дель Косса переехал из Феррары в Болонью.
Произведениям Косса присущи выразительность энергичного контура, любовное
воспроизведение бытовых деталей, орнаментики, элементов античной архитектуры
(алтарь для капеллы Грифони в церкви Сан-Петронио в Болонье, около 1473, Галерея Брера, Милан).
Франческо дель Косса умер в Болонье в 1477 году. |