|
|
|
Креспи Джузеппе Мария (Crespi Giuseppe Maria) (1665-1747)
Итальянский живописец эпохи позднего барокко. Учился в Болонье. Изучал живопись Корреджо, Барроччи, Гверчино, Маццони, офорты Рембрандта. Работал в Болонье, Венеции, Модене, Флоренции и других городах Италии.
Полемизируя с академическими принципами болонской школы, Креспи стремился к
естественности, жизненной и эмоциональной выразительности образов. В
пасторальных и мифологических композициях (“Пастушка и пастух”, Государственный
Эрмитаж, Санкт-Петербург), портретах (“Автопортрет с семьей”, Уффици),
жанровых картинах (“Прачка”, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург) он,
используя эффекты освещения, напряженность богатой оттенками землистой цветовой
гаммы, динамичный пастозный мазок, придавал бытовым мотивам драматическую
остроту и романтическую взволнованность.
В алтарных образах, исполненных до 1700 года, он следовал классической болонской традиции 17 века
(“Казнь десяти тысяч мучеников”, Болонья, собор Санто Спирито). Однако во фресках
плафона болонского палаццо Пеполи (1691-1692) на тему «Времена года» проявился
отход от возвышенной идеализированной трактовки сюжета в манере болонцев.
Персонажи традиционной барочной аллегории трактованы с жизненной достоверностью,
а порой и с гротеском. Сборище богов на Олимпе выглядит приближенным к земным
сценам народных празднеств. Отступлением от возвышенного толкования мифа в духе
болонцев явились и ранние полотна “Кентавр Хирон учит Ахиллеса стрельбе из
лука”, “Эней, Сивилла и Харон” (около 1700, оба — Вена, Художественно-исторический
музей). Антиакадемичны по избираемым сюжетам и их трактовке «вакханалии» Креспи
“Сон амуров” (ок. 1712, Лейпциг, Музей изобразительных искусств); “Нимфы,
обезоруживающие амуров” (Вашингтон, Национальная галерея; Москва, ГМИИ им. А. С. Пушкина).
Античные идиллии с веселящимися на лоне природы нимфами и амурами напоминают сцены народных гуляний, полные
искреннего веселья.
Высшим достижением бытовой живописи 18 века стали картины Джузеппе Мария Креспи “Ярмарка в
Поджо-а-Кайяно” (около 1708, Флоренция, Уффици), “Ярмарка” (около 1709, Эрмитаж)
с изображением многолюдных народных сцен. В них проявился интерес к графике Калло,
знание произведений фламандских мастеров 17 столетия, работавших в жанре бамбоччаты.
Полотна Креспи были созданы во время его работы во Флоренции, при дворе
тосканского герцога Фердинанде Медичи, в коллекции которого было много работ
голландских живописцев. Сцены художника Джузеппе Мария Креспи не описательны, как у голландцев, в них нет
гротеска французского гравера, живописца интересует общая колористическая
звучность костюмов, конкретность в написании отдельных фигур первого плана на
фоне несколько размытого фона.
Наиболее ярко творческая манера художника Джузеппе Мария Креспи проявилась в его шедевре - серии картин “Семь таинств” (1708-1712,
Картинная галерея, Дрезден), где скользящие блики мертвенно холодного света,
контрастирующие с густыми коричневыми тенями, сдержанная экспрессия поз и жестов
создают атмосферу душевного напряжения и скорбной отрешенности. |