|
|
|
Дезидерио Франсиско (Desiderio Francisco) (1593-1644)
Итальянский художник французского происхождения. В художественных кругах известен как Монсу Дезидерио («монсу» — искаженное фр. «месье»). Сведений о художнике крайне мало.
Известно, что он прибыл в Италию из Лотарингии и работал в Неаполе, Венеции и Риме.
Французское имя художника Франсуа де Номуайе.
Бернардо Доминичи, главный источник информации по истории неаполитанской
живописи (1742), единственный раз упоминает имя этого художника. Он именует его
«знаменитым мастером перспективы и видов» и описывает две картины: одну —
изображающую площадь перед собором Сан-Доменико-Маджоре в Неаполе, другую — с
площадью, ведущей к воротам Кастелло-Нуово. А поскольку следов этих картин не
обнаружили, то и предположили, что Доминичи, как он часто поступал во славу
Неаполя, выдумал этого художника.
Начало атрибуции картин Монсу Дезидерио начинается с пяти холстов из коллекции
графа Гарраша в Вене, которые были приобретены им в 1730-х годах в Неаполе. В
настоящее время эталоном подлинного Дезидерио считается картина «Интерьер
собора» (собрание Е. Палмер, Лондон), имеющая подпись: Francisco Desiderio Napoli, 1621.
Существует еще и другой, не менее чем подписи, верный способ «опознания»
Дезидерио. Это архитектурные сооружения, «населяющие» его картины. Мотивы затерянного, странного, загадочного города часто встречается в картинах
мастера. Архитектурные
памятники Неаполя, Венеции и Рима, преображенные фантазией художника, но
позволяющие все же узнать их. Если, например, вы видите в картине смешанные
готические, ренессансные и древнеримские формы, — перед вами картина римского
периода. Венецианские мотивы (например, картина из Эрмитажа) свидетельствуют о
пребывании художника в Венеции. Но, несмотря на эти узнаваемые формы, картины Монсу Дезидерио фантастичны, они
являют собой образцы высокой поэзии в живописи.
Картины Франсиско Дезидерио по-барочному сложны, загадочны, парадоксальны. В них
живет неоплатонический принцип: «Уважение к сокрытому достигается вуалью».
Мотивы оживающих статуй, сплетающиеся живые и искусственные формы, контрасты
света и тени — все напоминает барочную поэзию.
В картинах Франсиско Дезидерио присутствует новая трактовка пространства,
привлекающая к нему многих современных архитекторов-новаторов. Это не только
страсть к исполинскому масштабу, к монументальности форм. Это «расширение»
пространства, стремление придать ему необычайную протяженность.
Так, в картине «Пьяццетта в Венеции» (собрание А. Шэрф) с трудом узнается
известный центр в Венеции. Площадь раздвинулась вглубь и вширь, Дворец дожей и
библиотека Сан-Марко превратились в гигантские сооружения, площадь замкнулась
фантастическим зданием с аркадой и башней с часами, собор Сан-Марко превратился
в необыкновенное многокупольное сооружение.
И здесь совершенно неожиданно художественный метод мастера 17 века вступает в
контакт с некоторыми прогрессивными идеями, характерными для современной
архитектуры.
Синтез поэзии, скульптуры и архитектуры, характерный для картин Франсиско Дезидерио,
близок к так называемой «миражной» архитектуре Флориана, рассчитанной на
включение и выключение голографических изображений всего комплекса окружающей
среды, которая таким путем становится «тотально проницаемой» для человека и
потому как бы высвобождает дремлющие в нем резервы физической и психической
энергии. Еще не исследована динамика и ритмика архитектурных и скульптурных форм в
картинах итальянского мастера, что, безусловно, даст много интересного.
Но влияние творчества Франсиско Дезидерио на дальнейшее развитие архитектуры сомнению не подлежит. |