|
|
|
Диетисальви ди Спеме (Dietisalvi di Speme) (1250-1291)
Сиенский художник эпохи итальянского готического искусства.
Имя Диетисальви в сиенских архивных документах появляется много раз с 1250 по 1291 год,
причем, в разных сочетаниях, однако это означает лишь то, что у Диетисальви ди Спеме была большая школа-мастерская, работники которой выполняли
множество заказов от его имени. Диетисальви ди Спеме часто фигурирует в
документах сиенского казначейства, Биккерны, как исполнитель заказов на
изготовление таволетта. Некоторые исследователи писали даже, что у него была
монополия на эти работы.
Из известных по документам 56 таволетта, написанных Диетисальви ди Спеме, до
наших дней дошло всего четыре. Самыми известными из них являются таволетта с
портретами «камерленго» (главы сиенского казначейства) Ильдебрандино Пальярезе
(1264, Сиена, Городской архив) и Раньери Пальяре (1270, Сиена, городской
архив). Эти изображения интересны в первую очередь тем, что по сути это первые
реальные портреты рядовых людей, а не иконы канонизированных святых. Они
написаны темперой охристых тонов, губы выделены темно-красным пигментом. На тот
момент это был большой прогресс в развитии живописи.
Однако основная часть работ Диетисальви ди Спеме — это религиозная живопись,
связанная с установлением в Сиене культа Мадонны. Его «Мадонна дель Вото»
(«Мадонна даров», 1260-1267, Сиена, музей собора)) была важным этапом в этом
процессе. До середины 1260-х годов главной иконой в сиенском соборе была «Мадонна
с большими глазами» Мастера из Трессы, однако она была заменена на «Мадонну дель
Вото» Диетисальви ди Спеме, которую он скопировал с византийской иконы
«Богоматерь одигитрия», и которую в тот момент сочли более истинной, чем прежняя
икона (в 1260-х годах в сиенском соборе в благодарность Мадонне за защиту был
воздвигнут новый алтарь, частью которого и стала «Мадонна дель Вото»; в дни
опасности священники совершали ритуал положения перед ее ликом ключей от Сиены,
или совершали с нею крестный ход вокруг сиенского собора; этот ритуал проводился в период с 14 по 17-й век).
По сторонам от этого нового образа находились полуфигурные изображения четырех
святых, а получившийся таким образом фриз был декорирован резными арками с
колоннами. Подобная композиция приобрела популярность, и в дальнейшем
многократно тиражировалась разными мастерскими, став предтечей будущих сложных
многофигурных алтарей. Кроме этой работы специалисты приписывают Диетисальви еще
несколько произведений: «Мадонна с младенцем и ангелами» (1262, Сиена,
Пинакотека), «Мадонна ди сан Бернардино» (Сиена, Пинакотека), и «Распятие» (там
же). Известно, что совместно с Гвидо да Сиена он расписал «Реликварий блаженного
Андреа Галлерани» (1270, Сиена, Пинакотека).
Кроме того, многие исследователи считают, что фрески, неожиданно обнаруженные в
крипте сиенского собора в 2001 году, тоже принадлежат кисти Диетисальви ди
Спеме. Их создание относят к 1280-м годам. Вокруг Диетисальви за несколько
десятилетий изучения его наследия было выдвинуто множество гипотез. Несомненно
одно — это был крупный мастер второй половины 13 века, возглавлявший большую
мастерскую, и повлиявший на творчество своих современников, включая Коппо ди
Марковальдо и Чимабуэ. |