|
|
|
Фра Беато Анджелико (Beato Angelico) (около 1400–1455)
Итальянский живописец эпохи Раннего Возрождения.
Настоящее имя художника – Гвидо ди Пьетро (Guido di Piero), он был доминиканским монахом, получившим имя фра Джованни да Фьезоле (fra Giovanni di San Domenico di Fiesole) в монастыре Сан Доменико во Фьезоле. Впоследствии живописец был прозван Фра Беато Анджелико за добродетельную жизнь.
Родился в 1400 году в Виккьо нель Муджелло близ Флоренции.
Вступил в доминиканский монастырь в Фьезоле в 1418 году. Учитель не известен.
Начинал деятельность с иллюстраций религиозных книг.
Был настоятелем монастыря Сан-Марко во Флоренции.
Как художник Фра Беато Анджелико сложился в 1420-х годов под воздействием живописи эпохи поздней
готики, в дальнейшем отчасти использовал новаторские достижения Мазаччо.
Наивному, проникнутому глубоким религиозным чувством искусству Анджелико
свойственны светлый лиризм и мягкая поэтичность, тонкая гармония чистых цветовых
тонов (фрески бывшего монастыря Сан-Марко во Флоренции, 1437–1446, ныне Музей
Сан-Марко, он же Музей Анджелико; “Коронование Марии”, около 1434-1435, Лувр,
Париж). Помимо Флоренции и других городов Тосканы, Анджелико работал в Риме
(1445-1448, исполнил фрески капеллы папы Николая V в Ватикане, и 1452–1455) и Орвието (1447).
Цикл фресок в доминиканском монастыре Сан Марко во Флоренции, сцена: Благовещение со святым Домиником.
Архангел Гавриил сообщает Деве Марии, что ей суждено родить Сына Божьего. Покой, порядок и простота составляют характерные особенности этого произведения.
Мария преклоняет колени и склоняет голову, смиренно принимая весть, принесенную Гавриилом. Фреска написана на стене кельи в монастыре Сан Марко, где Анджелико был монахом.
Слева святой мученик Доминик молится, наблюдая эту сцену; он включен в композицию, чтобы побудить зрителя по его примеру созерцать Благовещение.
Весомые, упрощенные формы и чуткая трактовка света и цвета у Фра Анджелико свидетельствуют о новых достижениях флорентийского искусства.
Прославленный уже при жизни как религиозный художник, он заслужил прозвище Анджелико
(Ангельский) за свои исполненные мечтательности и гармонии картины на самые
различные христианские темы. Фра Беато Анджелико работал над росписями в храмах по всей Италии.
В 1445 году Анжелико вызвал в Рим папа Евгений IV расписывать фрески ныне не существующей церкви Крещения в Ватикане.
В 1447 году Анжелико со своим учеником Беноццо Гоццоли расписывал фрески церкви в Орвието. Другим его учеником был Антониаццо Романо — важная фигура итальянской живописи 15 века.
Умер Фра Беато Анджелико в 1455 году, в Риме, расписывая капеллу в Ватикане. Похоронен в церкви Святой Марии над Минервой, где его могила существует до нынешнего времени. Память блаженного Фра Анжелико празднуется 18 февраля.
Для творчества Фра Анджелико характерна простота цветовых решений, граничащая с наивностью, мягкий лиризм, свойственный многим мастерам кватроченто, широкое использование золота.
Религиозно-созерцательное искусство Анджелико проникнуто светлым наивным лиризмом, красочной сказочностью. Он стремился не к воссозданию целостной картины мира, но к личному религиозному созерцанию, окрашенному в светлые тона.
Фрески Фра Беато Анджелико в монастыре Сан-Марко во Флоренции (1438-1445) отличает строгость и простота композиции. |