|
Юдифь, убивающая Олоферна 1612, Национальный музей, Неаполь
Юдифь изображена на картине в страшный момент, когда она отрубает голову Олоферну. Ее решительный взор и твердую руку не останавливают даже потоки крови, хлынувшие на кровать. Сильный свет падает слева и освещает темное пространство, усиливая напряженность сцены. Световая и колористическая драма этой картины характерна для барочной живописи. Насыщенные тона красной бархатной покрышки и белых простыней с пятнами запекшейся крови подчеркивают жестокость сюжета. Трудно представить, что это произведение могла исполнить женщина
17 века. Его автор - пылкая дочь почтенного художника Орацио Джентилески. Недооцененная прежде, потому что следовала по стопам своего отца,
Артемизия сегодня по праву считается значительной и прекрасной художницей. |
|
|
Джентилески Артемизия (Gentileschi Artemisia) (1593-1653)
Итальянская художница эпохи барокко, дочь живописца Орацио Джентилески школы Караваджо.
Мать умерла, когда дочери было двенадцать. В 1612 году Джентилески Артемизия она была обесчещена
флорентийским художником Агостино Тасси, работавшим вместе с ее отцом. После
семимесячного судебного разбирательства, унизительного и мучительного для
Артемизии, Тасси был признан виновным и приговорен к году тюрьмы. Переживания
художницы получили выражение в ее наиболее знаменитой работе «Юдифь,
обезглавливающая Олоферна» (1611-1612). К этому сюжету она возвращалась несколько раз,
другие повторяющиеся сюжеты картин Джентилески — Лукреция, Клеопатра, Царица Савская.
Выйдя замуж, художница в том же 1612 году переехала во Флоренцию. Работала под
покровительством Козимо Медичи II, дружила с Галилеем. В 1621 работала в Генуе,
затем перебралась в Венецию, где познакомилась с Антонисом Ван Дейком и
Софонисбой Ангишола, затем вернулась в Рим, а между 1626 и 1630 переехала в Неаполь.
В неаполитанский период художница впервые получила заказ на фресковую роспись
церкви — в городке Поццуоли под Неаполем. В 1638—1641 жила и работала в Лондоне
вместе с отцом под покровительством Карла I. Затем Артемизия вернулась в Неаполь, где и жила до своей кончины.
Джентилески Артемизия стала первой женщиной, избранной в члены Академии живописного искусства во Флоренции —
первой художественной Академии Европы.
Роман об Артемизии был написан в 1944—1947 итальянской писательницей Анной
Банти, в окончательной версии он приобрел форму дневника, имел большой успех,
переведен на несколько языков. Затем биография Артемизии легла в основу драмы
американской писательницы Венди Вассерштайн «Хроники Хейди» (1988) и пьесы
«Жизнь без подсказки» канадской писательницы Салли Кларк (поставлена в 1988,
1989, 1990, 1991). В 1997 фильм «Артемизия» был снят французским кинорежиссером
Аньес Мерле (в заглавной трели Валентина Черви). В 1998 роман о художнице был
написан французской писательницей Александрой Лапьер. В 2002 году стал международным
бестселлером роман американской писательницы Сьюзен Вриленд «Страсти по Артемизии», он был немедленно переведен на 20 языков. |