|
Авель и Каин, 1425-1452 Фрагмент дверей, бронза Баптистерий, Флоренция
В этом низком рельефе Лоренцо Гиберти, благодаря использованию правил перспективы, сумел передать ощущение глубины. Трехмерные фигуры первого плана расположены на фоне пейзажа, уходящего вдаль. Рельеф - одна из десяти сцен бронзовых дверей флорентийского баптистерия, созданных Гиберти. Двери состоят из десяти панелей, на которых изображены сцены из Ветхого Завета. Многие считают их вершиной флорентийского искусства, в особенности, за их композиционное мастерство и перспективу эти двери стали объектом вдохновения для других флорентийских художников эпохи Возрождения. Спустя многие годы работой Гиберти восхищался Микеланджело, называя двери Райскими Вратами.
В последние годы жизни Гиберти написал свою автобиографию, ставшую самым ранним дошедшим до нас примером автобиографии художника. |
|
|
Гиберти Лоренцо (Ghiberti Lorenzo) (около 1381– 1455)
Итальянский скульптор и ювелир эпохи Раннего Возрождения. Учился искусству у своего отчима — золотых дел мастера.
Посвятил себя скульптуре после 1401 года, когда вышел победителем в конкурсе на лучший рельеф
для новых бронзовых дверей баптистерия во Флоренции. Работал во Флоренции, а также в Сиене (1416–1417),
Венеции (1424–1425) и Риме (до 1416 и около 1430). В ранних произведениях
Гиберти (рельефы северных дверей баптистерия во Флоренции, бронза, 1404–1424)
еще сохраняется готическая орнаментальность, соединенная с ювелирной тонкостью
трактовки форм. Некоторая стесненность их композиции объясняется как следованием
традициям средневековой пластики, так и специфической формой рельефов,
заключенных в четырехлепестковые (квадрифольные) обрамления.
В зрелый период творчества под влиянием Донателло и Брунеллески, используя опыт изучения
античного искусства и открытия в области линейной перспективы, Лоренцо Гиберти создал
отмеченные поэтичностью и жизненностью образов, богатством тонких пластических
решений в изображении человеческих фигур и их окружения рельефы восточных (так
называемых Райских) дверей флорентийского баптистерия с многофигурными
композициями на библейские сюжеты (бронза, 1425–1452). Виртуозное владение
материалом, использование тончайших градаций высоты рельефа придают им мягкую
живописность и пространственную глубину, сообщают легкость и изящество их ритмическому строю.
Гиберти принадлежат также статуи святого Иоанна Предтечи,
святого Матфея и святого Стефана в церкви Орсанмикеле во Флоренции (бронза, 1404–1429),
рельефы на купели баптистерия в Сиене (бронза, 1417–1427).
Лоренцо Гиберти занимал ведущее место в художественной жизни Флоренции первой половины
15 века. В его мастерской обучались и работали многие художники того времени
(скульпторы Донателло и Микелоццо, живописец Паоло Уччелло и другие). Ювелирные
работы Лоренцо Гиберти не сохранились.
После 1430 года у Гиберти возрос интерес к античному искусству, он изучал
памятники античности, коллекционировал их. Сблизился с гуманистами, его увлекли
теоретические проблемы искусства. Лоренцо Гиберти известен также как автор “Комментариев”
(1447–1455; в русском переводе “Commentarii. Записки об итальянском искусстве”,
примечания и вступительная статья А.Губера, Москва, 1938). |