|
|
|
Гирландайо Доменико (Ghirlandaio Domenico) (1449–1494)
Итальянский живописец эпохи Раннего Возрождения.
Представитель флорентийской школы. Собственно, настоящее имя художника Доменико ди Томмазо Бигорди (di Tommaso Bigordi);
происходил из семьи итальянских художников и мастеров фигурной мозаики, живших и работавших во Флоренции в 15–16 веках. Гирландайо изучал памятники античного искусства, испытал воздействие нидерландской живописи 15 века.
Для произведений Гирландайо зрелого периода (циклы росписей в капелле Сассети церкви Санта-Тринита, 1483–1486, и в церкви
Санта-Мария Новелла, 1485–1490, - все во Флоренции) характерны архитектоническая
ясность композиции, спокойная торжественная повествовательность, изобилие
жанровых деталей, ярко рисующих картины городского быта, разворачивающиеся на
фоне зданий и площадей Флоренции.
Доменико работал в семейной мастерской вместе с братьями Давидом (1452–1525) и Бенедетто (1458–1497). Будучи главой мастерской, художник получал заказы на многочисленные
декоративные работы, которые выполнял вместе с братьями. Он сам делал эскизы для
большинства произведений, писал образы главных персонажей и наиболее
значительные эпизоды и наблюдал за тем, как братья исполняли картины по его
эскизам и рисункам. Доменико работал и в технике темперной живописи, и в технике фрески.
Гирландайо обладал удивительной способностью легко и точно схватывать внешний
облик людей и вещей. Он выполнил ряд портретов, в которых
непосредственность наблюдений сочетается с глубокой человечностью образов
(“Дедушка и внук”, около 1490, Лувр, Париж; “Портрет Джованны Торнабуони”, 1488, Музей Тиссен-Борнемица, Мадрид).
"Если бы искусство могло передать ее душевные свойства и добродетель, ни одна картина в мире не была бы более у прекрасной". Однако, несмотря на этот комментарий, начертанный по-латыни на стене за спиной портретируемой Торнабуони, художник умело воссоздал ясный образ Джованны, ее красоту и изящество. Она представлена на строгом, почти лишенном деталей фоне, что заставляет зрителя сосредоточить внимание на ее профиле.
Профильное изображение было принято во флорентийском портрете того времени. С этим портретом Джованны сопряжена нота горечи, так как модель художника умерла в тот самый год, когда ее писал Доменико Гирландайо, и всего два года спустя после своего замужества.
Гирландайо исполнил не только целый ряд портретов, но был также опытным мастером фрески; та же самая модель, что изображена на этом портрете, появляется и в росписи художником семейной капеллы Торнабуони.
Гирландайо, у которого Микеланджело начинал свое обучение, приобрел популярность умением передавать натуралистические детали и отражать стиль жизни своего времени.
Доменико Гирландайо часто работал вместе с Сандро Боттичелли: в 1480 году он
написал фреску “Святой Иероним” по заказу Веспуччи напротив “Святого Августина
Блаженного” Боттичелли в церкви Оньисанти во Флоренции. В 1481-1482 Гирландайо и Боттичелли работали вместе
над фресками Сикстинской капеллы в Ватикане. Гирландайо там выполнил фреску “Призвание апостолов Петра и Павла”.
В 1490 Доменико и Давид Гирландайо вместе выполнили мозаику для украшения Порта делла Мандорла флорентийского
собора. Скончался Доменико Гирландайо 11 января 1494 года. |