|
Меркурий, 1580 Национальный музей, Флоренция |
|
|
Джамболонья Джованни (Giambologna Giovanni) (1529–1608)
Итальянский скульптор Джованни Болонья (Giovanni Bologna; собственно Жан де Булонь, Jean de Boulogne). Представитель маньеризма. Выходец из
Нидерландов, учился у Ж. Дюбрёка в Монсе, с 1554 или 1555 – в Риме, возможно, у
Микеланджело. Работал во Флоренции при дворе Медичи, а также в Болонье, Генуе,
Лукке. Джамболонья находился под сильным влиянием Микеланджело, однако создал свой
собственный художественный стиль маньеристского направления, отличающийся
изящными поверхностями, холодной элегантностью и красотой.
От нидерландского искусства Джамболонья унаследовал жанровые мотивы (статуэтка «Птицелов», Флоренция, Национальный музей) и стремление к натуралистической иллюзорности, сказавшееся в его известных скульптурных изображениях птиц и декорации гротов виллы Кастелло. Но в целом творчество Джамболонья полностью входит в орбиту рафинированного придворного искусства Флоренции второй половины 16 в. Однако в пределах этого искусства мастер в своей мелкой пластике раскрывает не только незаурядное композиционное дарование, тончайшее чувство ритма, но и острое ощущение пластической выразительности человеческого тела. Свободой скульптурной лепки, внутренней динамичностью отличаются его небольшие модели для фонтанной скульптуры (например, для скульптур фонтана Океана начала 1570-х годов).
Утонченное чувство пластической красоты обнаженного тела, умение, даже подчиняя человеческую фигуру отвлеченному маньеристическому канону, сложному спиралевидному движению, передать ее естественную грацию проявляются в серии отмеченных виртуозным артистизмом бронзовых статуэток купающейся Венеры (1570-е; варианты во флорентийском Национальном музее и Лувре).
Среди многочисленных работ Джамболоньи были фонтаны в садах семейства Медичи. Джамболонья создавал богато декорированные
фонтаны (“Нептун” на площади Нептуна в Болонье, 1566), памятники и статуи (Конный памятник Козимо I Медичи, бронза, камень, 1593, площадь Синьории, Флоренция).
А также, выделяющиеся свободой и динамикой пространственной композиции, изяществом пропорций, скульптурные
группы (“Похищение сабинянок”, мрамор, 1583, Лоджия деи Ланци во Флоренции).
Полная энергии и бешеного движения, эта компактная композиция с ее скрученными контурами создает ощущение драмы, соответствующее сюжету.
Впечатление конвульсивного движения передано протянутой рукой сабинянки; это движение продолжается в мускулистой, героической фигуре римлянина, сжимающего в объятиях свою жертву, и завершается в изгибе мужской фигуры внизу. Гладко отполированная, извивающаяся форма приглашает нас к обходу и восприятию с разных точек зрения. Преувеличенная жестикуляция и пылкая энергия этой скульптуры характерны для стиля маньеризм.
Сильное влияние на Джамболонью оказал Микеланджело, у которого он заимствовал мощные формы, чтобы создать новый тип скульптуры, полной движения и изящества.
Развивая идеи Бенвенуто Челлини, Джамболонья стремился к
созданию “идеально круглой” скульптуры. обладающей свободой пространственного
бытия (“Меркурий”, бронза, 1580, Национальный музей, Флоренция), органически
слитой с природной средой (“Аллегория Апеннин”, камень, вилла Демидова, Пратолино).
Свою незаурядную одаренность Джамболонья проявляет, разрабатывая вслед за Челлини проблему передачи сложного движения в круглой, требующей кругового обхода скульптуре.
Блестящее решение этой проблемы он дает в статуе Меркурия, изображенного в стремительном полете (1560-е; Флоренция, Национальный музей),
и в ставшей образцом для мастеров барокко скульптурной группе «Похищение сабинянки» (1580—1583; Лоджия деи Ланци).
Большую часть своей жизни скульптор Джованни да Болонья провел во Флоренции, куда переехал в 1553 году.
Джамболонья похоронен в часовне, созданной по его собственному проекту в церкви Сантиссима Аннуциата. |