|
|
|
Джакуинто Коррадо (Giaquinto Corrado) (1703-1765)
Итальянский живописец неаполитанской школы эпохи рококо. Биограф художника Карло де Доменичи
сообщает, что он обучался в мастерской Н. Росси, но значительное влияние на
него оказал Франческо Солимена. Период 1723—1724 годов Джакуинто Коррадо провел в Молфетте, до 1727 работал в Неаполе;
в 1733—1735 годах в Турине; с 1740 по 1753 год — в Риме, где стал крупным декоратором, исполнявшим заказы
папы Бенедикта XIV, не зависел от туристов Вечного города в отличие от С. Конка,
Ф. Тревизани, поэтому его произведения сосредоточены не в английских собраниях,
а в итальянских церквах, испанских дворцах, королевских коллекциях.
В полотне раннего неаполитанского периода "Благовещение" (Неаполь, собрание Пуччи)
сказалось влияние Франческо Солимены (его алтарного образа в церкви Санта Мария
Доннальбина) и Луки Джордано (его работ в Чертоза ди Сан Мартино 1704). В
произведениях туринского периода для виллы дель Реджина (1733) и церкви Святой
Терезы (1735) палитра художника становится более светлой, в ней доминируют
пастельные тона, переходы света и тени более плавные, но еще преобладает
барочная экспрессия в стиле мастеров неаполитанской школы.
С 1740 года Джакуинто Коррадо стал членом римской Академии Святого Луки, в Риме
художник создал мастерскую для испанских живописцев, где обучались А. Г. Веласкес, П. де Ла Вега, Х. дель Кастилло и другие.
В Риме формируется индивидуальный стиль Джакуинто как крупного мастера римского
рококо в отличие от К. Маратти, эволюционировавшего к неоклассицизму. Одна из
первых работ Джакуинто в Риме — алтарная композиция "Святой Николай Барийский,
излечивающий солдат" (1746, Штутгарт, Государственная галерея), исполненная
для Сан Никола деи Лоринези, самой известной францисканской церкви 17 века в
Риме. Образ Николая Барийского, епископа Мирры, считавшегося покровителем его
родного города Молфетта, был близок Джакуинто. Известно еще полотно из жизни св.
Николая Барийского (Стокгольм, Национальная галерея), исполненное художником.
В 1739 покровитель Джакуинто кардинал Оттобони заказал ему алтарные образы
"Вознесение Девы Марии" (1739, США, частное собрание) и
"Рождество" (1740, Оксфорд, художественное собрание колледжа Крайст-Чёрч) для церкви Санта
Мария Ассунта в Рокка ди Папа во Фраскати. В "Вознесении" пастельные
тона, плавная деликатная кисть, грация фигур апостолов и самой Марии, вознесенной на небо, отличают манеру Коррадо Джакуинто.
Наибольшую известность художник снискал после исполнения фрески в
римской церкви Санта Кроче ин Иерусалиме (около 1745) по заказу папы Бенедикта XIV
"Святая Елена и император Константин, представляемые Мадонной святой Троице". Подобно Солимене, Джакуинто изображает много фигур: императора и его мать, св. Михаила,
св. Петра, Иоанна Евангелиста, Люцифера, ангелов, поддерживающих крест — главную
реликвию Страстей Христа, привезенную Еленой из Святой земли. Однако в
многофигурной сцене нет барочной патетики, она полна плавного движения фигур в
светло-голубом небесном пространстве.
Еще в более светлых серо-голубых тонах исполняется роспись трансепта церкви
"Поклонение Медному змию". Розовые, желтые, синие цвета одежд святых в обеих
росписях мягко сплавлены с холодным фоном. "Прекрасную гармонию" колорита Джакуинто отмечали многие современники, в том числе и Дж. П. Беллори. Декорация
интерьера церкви не была завершена, так как у папской курии не нашлось
достаточных денежных средств.
В одной из поздних работ римского периода — алтарном образе "Крещение Христа" (1750, церковь Санта Мария дель Орто, капелла Иоанна Крестителя) в фигурах святых
и двух ангелов — появилась некоторая слащавость, напоминающая образы болонца Франческо Альбани,
палитра Джакуинто более монотонна по цвету. Ансамбль церкви создавался
к священному 1750 году, ее реставрировал архитектор Г. Вальвассори, так как она была
превращена в госпиталь.
Период 1753—1762 Джакуинто Коррадо провел в Испании. Для нового Королевского дворца в
Мадриде, резиденции Бурбонов, Коррадо Джакуинто исполнил фрески на аллегорические
сюжеты, прославляющие их правление, принесшее мир и справедливость Испании
("Испания отдает дань Религии и Церкви", 1758-1760; "Рождение Солнца и Триумф Вакха", 1762, обе работы - Музей Прадо, Мадрид). В
композиции "Испания отдает дань Религии и Церкви" Филипп V и его сын Фердинанд IV
изображены как герои Священного Писания — царь Давид и царь Соломон, на фоне их
дворца, уподобленного храму Соломона. Программа росписи была составлена
известным эрудитом Мартином Сармиенто. Во фреске "Справедливость и Мир"
(около 1760, Музей Прадо, Мадрид) аллегорически прославлялась роль
Фердинанда VI в заключении мира в Утрехте в 1713, даровавшего мир его народу.
Для Королевской капеллы во дворце Джакуинто исполнил восемь фресок, в одной из
которых "Святой Яков, явившийся в битве с маврами при Эль Клавио" (1754—1759)
воспроизведен эпизод из Реконкисты, когда, согласно легенде, воинам явился св.
Яков. Он изображен в светлом одеянии на белом коне в сопровождении ангела. В
Мадриде Джакуинто создал официальный стиль королевства Бурбонов, который
сохранялся на протяжении 19 столетия.
С 1762 года художник работал в Неаполе при дворе монарха Королевства обеих Сицилий
Карлоса III Бурбона, став его придворным живописцем. Вместе с архитектором Л.
Ванвителли он руководил украшением Королевского дворца в Казерте, исполнив
фреску "Аллегория Силы и Бдительности" (1763) и цикл из шести полотен на сюжеты из
истории Девы Марии для дворцовой церкви Сан Луиджи.
Коррадо Джакуинто был одним из ярких мастеров первой половины 18 столетия; в
его творчестве проявились характерный для живописи этого времени постепенный
отход от принципов барокко, освоение приемов рококо, которые он пытался сочетать
с традициями римской школы, где все еще доминировали приемы болонцев. |