|
|
|
Джордано Лука (Giordano Luca) (1632-1705)
Итальянский художник эпохи барокко.
Родился 18 октября 1632 года в Неаполе.
В течение 9 лет Лука Джордано обучался живописи в своем родном городе у Хусепе Риберы, последователя живописной реформы Караваджо. Потом Джордано
занимался в Риме под руководством Пьетро да Кортоны и завершил свое образование
копированием работ Рафаэля и Микеланджело. Впоследствии Лука Джордано трудился в Болонье,
Парме и Флоренции, в начале 1690-х годов был приглашён королем Карлом II в Испанию и писал
в Эскориале, Мадриде и Толедо.
В ранних произведениях — серии полотен «Философы» (хранятся в собраниях — Брешия, Пинакотека Тозио-Мартиненго; Рим, Национальная Галерея Корсини; Эрмитаж), полуфигуры нищих-бродяг с атрибутами античных мыслителей порой выглядят гротескно, в отличие от подобных «портретов-типов» Риберы. Сильной караваджистской непрозрачной светотенью моделированы их крепкие фигуры, выступающие из темного фона. Живописные приемы караваджизма — эффекты искусственного света, динамичное распределение светотени присутствуют и в других ранних произведениях-картинах «Аполлон и Марсий», «Мучение Св. Лаврентия» (Москва, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина), «Кузница Вулкана» (Санкт-Петербург, Эрмитаж). Однако сюжеты трактованы с некоторой поверхностью, менее эмоционально,
чем у Караваджо и Риберы, персонажи сцен из легендарной истории и мифологии выглядят более холодными.
Обладал значительным художественным талантом, весьма развитым чувством красоты и
удивительной находчивостью воображения; но иногда непростительно злоупотреблял
своим дарованием, считая бойкость и быстроту фактуры главным достоинством живописного произведения.
Им выполнено множество фресок и картин, и едва ли найдется в Европе картинная
галерея, в которой не было бы образцов его живописи. Одни из них прекрасно
задуманы, нарисованы и написаны; другие слабы по концепции и небрежны по исполнению.
Из Неаполя Джордано путешествовал в Рим, Венецию, Болонью, Парму, Флоренцию.
В Риме на него произвели своим грандиозным размахом барочные иллюзионистические архитектурные перспективы Пьетро да Кортона, в Венеции — Веронезе и Тициан.
От самого неаполитанского художника мастера Венеции восприняли приемы сильной контрастной светотени («тенебризма» — от итал. tenebroso), а Джордано, получив здесь заказы на росписи церквей, пытался постичь тайны светоносного колорита венецианцев, подражать мягкой пластике их мазка, пространственным, наполненным светом, композициям Веронезе в больших декоративных циклах (его шедевр — росписи палаццо Медичи-Рикарди во Флоренции, 1682).
Его образы в станковых картинах на сюжеты из легендарной истории («Мадонна с балдахином». Национальные галереи Каподимонте; «Христос среди донаторов», Рим, Национальная галерея Корсини) или мифологические сюжеты «Сон Вакха» (Эрмитаж); «Любовь и пороки обезоруживают правосудие» (Москва, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина) насыщены светским духом, несут в себе оттенок чувственной грации, предвосхищающей рококо.
В декоративных фресковых росписях его не увлекало построение сложных архитектурных перспектив, маленькие парящие в бездонном пространстве фигурки сосредоточены главным образом по бокам, оставляя пустым небесное пространство в центральной части плафона. Иногда аллегорическое содержание его росписей несколько усложнено, как во фресках королевского дворца в Мадриде или в соборе в Толедо, исполненных во время пребывания в Испании (1682-92), но его искусство всегда несет в себе атмосферу праздничности, предвосхищая искусство венецианских «виртуозов» 16 века, светскую трактовку аллегории в век Просвещения.
Поздний цикл станковых картин на тему библейской истории Юдифи (1704, Неаполь, Национальный музей Сан Мартино), пожалуй, самое драматическое произведение Джордано. Картины написаны динамичным мазком,
бурная экспрессия в выражении чувств героев, как всегда в работах художника, кажется несколько поверхностной.
Лучшими из работ Джордано считаются «Основание ордена Золотого Руна», плафон в
одной из зал Дворца Буэн-Ретиро в Мадриде, «Триумф Юдифи» и другие фрески в
церкви Сан-Мартино, в Неаполе, «Михаила-архангела, поражающего Сатану» в Вене и
«Суд Париса» в Берлине. В Эрмитаже хранятся четыре картины этого живописца,
принадлежащие к числу наиболее удачных его работ: «Спаситель, снятый со креста»,
«Отдыхающий Бахус», «Суд Париса» (копия берлинской картины) и «Кузница Вулкана»;
кроме того, в Эрмитаже имеются три менее значимые картины Джордано: «Триумф Галатеи»,
«Похищение Европы» и «Аполлон и Дафна».
Джордано был мастером переходной эпохи рубежа 17-18 веков,
поэтому в его творчестве черты позднего барокко подверглись своеобразной трансформации,
предвосхищая открытия нового столетия.
Скончался Джордано Лука 3 января 1705 года на родине в Неаполе. |