|
|
|
Джованнетти Маттео (Giovannetti Matteo) (1322-1368)
Итальянский художник эпохи готики, один из крупнейших представителей «авиньонской школы» 14 века.
Родился в Витербо, откуда происходила его семья, и где, согласно документу от
1336 года, он был настоятелем в церкви Сан Мартино. Имя Джованетти впервые
упоминается в папском письме от 1322 года. В другом письме от 1328 года
сообщается о назначении Маттео священником в церковь святого Луки в Витербо.
Документ подписанный папой Бенедиктом XII (1334-1342) в 1336 году сообщает о
назначении Джованетти настоятелем в церкви Сан Мартино, а документ от 1348 года
свидетельствует, что Маттео был назначен главным настоятелем Верселя в Провансе.
В Авиньоне он впервые упоминается в 1343 году, когда вместе с итальянскими и
французскими мастерами расписывал фресками башню Гард-Роб в папским дворце.
Авиньон с 1309 по 1377 год был папской резиденцией, в связи с чем там было
развернуто обширное строительство дворцов и церквей. В этот период в город
устремилось большое число художников из разных стран, и в смешении разных
национальных традиций здесь зародился художественный стиль, который впоследствии
получит название «авиньонская школа».
Фрески в башне Гард-Роб с изображениями охоты и рыбной ловли написаны в
натуралистической манере, характерной для французской готики. Однако трактовка
пространства апеллирует к итальянской культуре, известной в Провансе благодаря
таким тосканским и сиенским художникам, как Мастер кодекса св. Георгия и,
особенно, Симоне Мартини. Этих художников можно считать духовными предтечами
французской живописи. Во фресках башни Гард-Роб довольно трудно определить руку
Маттео, поэтому большинство специалистов предпочитает называть эти фрески
«произведением неизвестного мастера».
Гораздо ярче художественная натура Маттео Джованнетти проявилась во фресках
капеллы Сен Мартиаль в папском дворце (1344-1345), которые он исполнил
самостоятельно или с помощниками. В них есть и последовательность рассказа, и
яркие портреты. Эти фрески хорошо сохранились в отличие от других стенных
росписей, созданных в этот период – в капелле Сен Мишель в папском дворце, и в
Виильнёв–лез-Авиньоне, которые написаны по заказу Климента VI и Наполеоне Орсини.
Кроме того, Джованнетти по заказу папы Климента VI расписал зал консистории в
папском дворце, который был вскоре разрушен пожаром, а также исполнил фрески в
капелле Иоанна Крестителя, сохранившиеся до наших дней. В этом же стиле
Джованнетти расписал стены зала Гранд Одьенс (зал приемов), в котором
господствовала большая фреска «Страшный суд», однако от этого ансамбля
сохранился только фрагмент росписей на сводах с изображением «Двенадцати
пророков и Сивиллы Эритрейской» (1352-53гг). Это превосходное произведение, в
котором созвездие пророков соседствует со звездами неба и ведет споры о
священных текстах, выдержано в духе французской готики.
Джованнетти Маттео заметно выделялся среди других художников работавших при папском
дворе, вероятно, что он не только работал кистью, но и был руководителем общих
проектов росписей. Около 1355-1356 годов по заказу папы Иннокентия VI он исполняет
фрески в капелле Иоанна Крестителя монастыря в Вилльнёв-лез-Авиньоне, в которых
готическая повествовательность достигла удивительной свободы. Однако эти фрески погибли.
Маттео Джованнетти создал очень мало станковых произведений. Исследователи
приписывают ему триптих «Мадонна со св. Гермагором и Фортунато» (Париж, частное
собрание, и Венеция, музей Коррер; другие части этого небольшого триптиха,
известные по фотографиям, не сохранились), «Мадонну с младенцем» (Нью-Йорк,
частное собрание), и «Распятие со святыми» (Витербо, Касса ди Риспаримо).
После долгого перерыва художник в 1365 году вновь поступает на папскую службу к
Урбану V. Его работы этого периода исполненные для папского дворца (сцены из
жизни св. Бенедикта, написанные в 1367 году на льняном полотне из 50 частей), к
сожалению, не сохранились. Тогда же художник сопровождает Урбана V и его двор в
Рим. В январе 1368 года он получает плату за работу в Ватикане; это последний
известный документ, в котором упоминается его имя. |