|
|
|
Джироламо дель Паккья (Girolamo del Pakkia) (1477-1535)
Сиенский художник венгерского происхождения.
Родился 4 января 1477 в семье литейщика оружия Джованни делле Бомбарде. Отец через год умер, и мать Аполлония Бомбарде в
одиночку растила сына. Искусству живописи Джироламо обучился, по всей вероятности,
у Джакомо Паккьяротти, который был старше его всего на три года, и у
которого он взял свой псевдоним. В 1502 году Джироламо совместно с Паккьяроттти работал
в бригаде Пинтуриккьо, которая занималась росписями потолка в сиенской библиотеке Пикколомини.
Творчество живописца Джироламо дель Паккья очень эклектично, в разные периоды он перенимал у других
художников какие-либо художественные приемы, и если к 1510 году в его творчестве
можно видеть склонное к классицизму влияние Перуджино, то с середины 1510-х годов
его творчество становится близким к маньеризму. Около 1514 года он пишет диптих
«Благовещенье» для колледжата Сан Лоренцо в Сартеано. Приблизительно 1515 годом
датируется тондо «Мадонна с младенцем и маленьким Иоанном Крестителем»,
хранящееся сегодня в Галерее Академии, Флоренция. В 1518 году Джироламо дель
Паккья под руководством Доменико Беккафуми пишет фреску в сиенской церкви Санта
Катерина, на которой он изобразил визит св. Екатерины к св. Агнессе из Монтепульчано.
По-видимому, это был период наиболее плодотворного сотрудничества Джироламо с
Доменико Беккафуми, поскольку в это же время, в 1518 году он пишет своё самое
известное произведение — фреску «Рождество Марии» в ораторио Сан Бернардино в
Сиене, в помещении, где собирались монахи для молебна. Это произведение
практически не имеет никаких связей с вековой сиенской традицией изображения
этого сюжета. Сцена решена в бытовом, лишенном всякой мистики, стиле; на ней
изображены обычные роды в богатом сиенском доме, где присутствуют служанки,
повитухи, и даже кошка. Однако, живописные достоинства фрески не вызывают
сомнений. В ней Джироламо дель Паккья демонстрирует гораздо более богатую технику владения
материалом, чем в простоватых ранних работах. Вероятно, в этот период он создает
и фреску «Вознесение» в сиенской церкви Сан Николо аль Кармине, в которой кроме
него работали Беккафуми («Святой Михаил»), и Содома («Рождество Марии»). К этому же
1518 году относят две картины Джироламо, которые сегодня хранятся в сиенской
Пинакотеке — «Благовещенье» и «Встреча Марии с Елизаветой». 1520 годом
датируются два произведения, созданные для алтаря, которые сегодня находятся в
Музео аркеологико, расположенном в ц. Колледжата городка Казоле д’Эльза, это
«Мадонна Сострадание» и «Встреча Марии и Елизаветы». Этим же 1520 годом
датируется «Похищение сабинянок», находящееся в коллекции Пола Гетти, и
представляющее собой панель от кассоне.
Произведения художника хранятся не только в известных государственных и частных
собраниях, они есть в церквях небольших местечек, окружающих Сиену. В Синалунге
в церкви Колледжата находится известная алтарная картина «Снятие с креста», в церкви
Колледжата ди Сант Агата в Асчиано кисти Джироламо приписывается фреска «Мадонна
на троне», в соборе Санто Спирито в Рионе находится алтарная картина «Коронование
Марии», которую также приписывают Джироламо дель Паккья.
Точная дата смерти художника неизвестна. В 1530-х годах, в преклонном возрасте не
без участия Паккьяротти Джироламо дель Паккья был вовлечен в опасную политическую группировку.
После того как она в 1535 году была разогнана, художник вынужден был скрываться,
поэтому дальнейшая его судьба неизвестна. Имя Джироламо дель Паккья исчезает из
архивных документов после 1534 года.
Произведения художника приписывали Перуджино, затем кому-то из его учеников или подражателей,
затем художнику «Паккьяротто, который работал в Фонтенбло». В результате
исследований художественное наследие этого «Паккьяротто» все-таки было разделено на две
части: одна ныне приписывается Джакомо Паккьяротти, другая Джироламо дель Паккья. |