|
Влюбленный турок 1742-1743, Частное собрание. Картина выполнена Джанантонио Гварди по заказу фельдмаршала Маттиаса фон дер Шуленбурга
|
|
|
Гварди Джованни Антонио (Guardi Giovanni Antonio) (1698-1760)
Итальянский живописец, старший брат Франческо Гварди. Также известен по имени Джанантонио Гварди. Обучался у своего отца —
Доменико Гварди, уроженца области Трентино, а затем в частной школе П. Штруделя.
В 1716 после смерти отца возглавил его мастерскую, где обучались младшие братья
— Франческо (1712–1793) и Никколо (1715—1786), ставшие впоследствии сотрудниками Джованни Антонио.
Произведений Доменико Гварди не сохранилось, поэтому трудно установить, что
Джованни Антонио унаследовал от отца. Однако в его творчестве очевидно влияние
Джованни Баттиста Пьяццетты и Себастьяно Риччи. В Венеции Джованни Антонио посещал мастерскую Карло
Лотта и брал уроки у декоратора М. Альмонте. В 1756 стал членом Академии
художеств Венеции. Мастерская Джованни Антонио Гварди выполняла большие заказы: алтарные
образы для церквей, полотна на исторические и мифологические сюжеты, портреты
для индивидуальных заказчиков, картины с изображениями цветов в манере венских
живописцев. Значительная часть заказов была связана с написанием копий с
произведений известных венецианских мастеров, которые пользовались большим
спросом. Известно, что в мастерской Джованни Антонио Гварди выполнялись копии с
произведений Паоло Веронезе, Тициана, Тинторетто, Якопо Бассано, Себастьяно Риччи, Доменико Фетти,
с портретов современных французских художников. В 1730—1745
мастерская имела заказы от фельдмаршала Венецианской республики, руководившего
ее фортификационными постройками Маттиаса фон Шуленбурга, участника войны с турками.
Джованни Антонио исполнил для него парадные портреты самого фельдмаршала, членов
царствующих домов Европы, а также написал три полотна (1742—1743) на сюжеты из
жизни турок. Возможно, в этих работах принимал участие Франческо Гварди, на что
указывает различие в манере исполнения.
Вопрос о степени участия каждого из братьев в совместных произведениях поддается
определению с трудом, хотя установлено, что Джованни Антонио лучше удавались
фигуры, а Франческо был прирожденным пейзажистом. Наиболее достоверно участие
Джованни Антонио Гварди в росписи трех люнетов сакристии приходской церкви Виго
д’Анауния в Тренто. В исполненных здесь композициях Мадонна с Младенцем во славе
и святыми Рокко, Никколо, Карлом Борромейским и Антонием Падуанским; Св. Троица
среди святых и четырех евангелистов, а также "Семь скорбей Девы Марии, четверо
святых и четверо отцов церкви" (Дрезден, Картинная галерея) ощутимо влияние
Себастьяно Риччи.
В сакристии церкви Виго д’Анауния в Тренто сохранились росписи с изображениями
ваз с букетами, оплетенных виноградными лозами корзин с плодами и цветами на
светлом голубом фоне (в этой работе принимал участие, возможно, и Франческо).
Традиция написания таких натюрмортов восходит к венской школе живописи, мастера
которой опирались на голландские и фламандские произведения этого жанра.
С помощью брата Франческо, возможно, исполнены полотна на сюжеты из античной
истории "Муций Сцевола", "Триумф Аврелия", "Великодушие Сципиона", "Смерть Софонисбы"
(Осло, вилла Богштадт). Сцены трактованы с театральным пафосом и
мелодраматизмом, фигуры, изображенные среди античных руин, охвачены ритмом
бурного барочного движения, которому вторит экспрессивный плывущий мазок
Джованни Антонио.
После 1755 Джованни Антонио создал цикл из пяти живописных панно к поэме Торквато
Тассо Освобожденный Иерусалим (Лондон, частное собрание). Он увлекся этой темой,
вдохновившись гравюрами Джованни Баттиста Пьяццетты (1745), с которым подружился во время
работы для Маттиаса фон Шуленбурга. Панно исполнены в яркой колористической гамме.
Аркадийские идиллические поэмы Тассо переданы в сценах, полных фантазии и
волшебства, напоминающих некий ирреальный мир театральных фьяб, как в живописи Себастьяно Риччи.
Одной из наиболее значительных работ, выполненных мастерской Джованни Антонио Гварди в
1749—1752, была роспись боковых створок деревянного парапета органа венецианской
церкви Архангела Рафаила. На панно изображены сцены из Книги Товита,
повествующие о слепом старце Товите и его сыне Товии. Ученые расходятся в мнении
о том, являются ли эти росписи работой Франческо или обоих братьев. Живопись
створок органа словно вторит его чудесной музыке, и они звучат как последние
уходящие ноты изысканного мира грез рококо.
Джованни Антонио Гварди вряд ли можно считать менее значительным художником, чем
Франческо Гварди. Его имя прочно вошло в историю европейского искусства 18 века. |