|
Портрет старика, 1492
Гладкий синий фон, строгий плащ и шапочка выделяют морщинистое лицо старого
человека со спокойным взглядом, чей портрет останавливает внимание простотой
трактовки и пристальным вниманием к модели. Портретируемый изображен сидящим в
трехчетвертном повороте, и хотя взгляд его не направлен непосредственно на
зрителя, зрителю открыто почти все его лицо. Неизвестно, кем был этот старик,
однако черты его личности проступают на портрете, выполненном в характерной для
Филиппино Липпи изящной и искренней манере письма. |
|
|
Липпи Филиппино (Lippi Filippino) (1457-1504)
Итальянский художник, представитель медицейской школы, сложившейся во Флоренции во второй половине 15 века при дворе Лоренцо Медичи Великолепного.
Сын одного из видных флорентийских художников середины 15 столетия Фра Филиппо Липпи.
В двенадцать лет, после смерти своего отца Фра Филиппо Липпи, Филиппино остался сиротой и год спустя начал работать в мастерской Сандро Боттичелли во Флоренции, бывшего в свое время учеником его отца.
Первым значительным заказом Филиппино стало завершение фресок Мазаччо, которые тот не успел закончить. Работа над ними принесла художнику известность.
Позднее, оказавшись в Риме, Филиппино Липпи внимательно изучал античные руины, сделав их затем постоянным мотивом своей живописи, повторявшимся в каждой его картине, даже когда это не было мотивировано сюжетом.
Искусство художника отмечено чертами изящества и прирожденного артистизма. В Эрмитаже
хранится изящное тондо со сценой «Поклонение младенцу Христу». К числу лучших
произведений позднего флорентийского кватроченто относится его алтарь «Видение
святого Бернарда» (Флоренция, Собор Бадия, 1486), полный сдержанности, серьезности и
той нежной, просветленной чистоты образов и изобразительного строя, которая
будет утрачена искусством Высокого Возрождения.
Около 1484 Филиппино Липпи завершил фрески Мазаччо в капелле Бранкаччи церкви Санта Мария дель Кармине во
Флоренции; в 1486 написал «Мадонну» для городской коммуны Флоренции (Уффици). С
1487 по 1502 работал над украшением капеллы Строцци во флорентийской церкви
Санта Мария Новелла, а в 1488–1493 украсил фресками капеллу Караффа в церкви
Санта Мария сопра Минерва в Риме. В 1496 Филиппино написал алтарный образ
«Поклонение волхвов» для флорентийского монастыря Сан Донато а Скорпето (в настоящее время находится в галерее Уффици).
Филиппино был одаренной поэтической натурой, искусным мастером с богатым воображением. Его лучшие произведения
отличаются безмятежным спокойствием и совершенной красотой образов. Но искусству Филиппино Липпи
свойственна и причудливая, нарочитая переусложненность, почти гротескная
экзальтация, достигающая апогея в фресках «История святого Филиппа» (Флоренция, Санта Мария Новелла, капелла Строцци, ок. 1502).
Умер художник Филиппино Липпи во Флоренции в 1504 году. |