|
Аллегория Доброго правления 1339, Палаццо Публико, Сиена
Господствующее место в композиции занимает персонификация Доброго правления. Она
представлена в виде мужской фигуры, восседающей на великолепном троне и
облаченной в одежды белого и черного цветов, эмблематических для Сиены. У
подножия трона - близнецы Сепий и Асканий, жадно сосущие волчицу. Эти персонажи
римской мифологои - символы древнего происхождения города. В левой части
композиции изображена женщина в белом одеянии, склонившаяся на
доспехи, - аллегория Мира, навеянная классическими образами. В нижнем регистре
сцены расположены фигуры представтелей Сиенской коммуны. Фреска входит в цикл
росписей Зала Совета в Палаццо Публико - правительственной резиденции Сиены.
Назначение их заключалось в том, чтобы побуждачъ к справедливому управлению
городом. Амброджо Лоренцетти успешно справился с этим сложным аллегорическим
построением, включающим многие детали, показав себя одним из самых
одаренных мастеров 14 века. Вместе с братом Пьетро Лоренцетти Амброджо выполнил множество
заказов для своего родного города, полученных им от правительства. |
|
|
Лоренцетти Амброджо (Lorenzetti Ambrogio) (?-1348)
Лоренцетти (Lorenzetti), итальянские живописцы, братья. Представители сиенской школы.
Амброджо Лоренцетти был тесно связан с искусством флорентийского Проторенессанса, изучал античную скульптуру, интересовался проблемами перспективы.
Творчество сиенских живописцев первой половины 14 века братьев Пьетро и Амброджо Лоренцетти представляло собой демократическую линию в сиенской живописи. Старшему из них, Пьетро (упоминается в 1320—1348 годах), принадлежат изображения мадонн и алтарные иконы, в которых уже не сохраняется ничего византийского, а его образы, напротив, отражают скорее влияние скульптора Джованни Пизано. Он не порывает с традициями сиенской живописи, но вносит в нее ряд реалистических черт, придавая своим образам жизненность и драматическую выразительность.
Его ученик и последователь, младший брат Амброджо, был еще более крупной фигурой в сиенской живописи треченто и ближе других связан с Флоренцией, так как одно время он там жил и работал. Единственный из сиенских мастеров, интересовавшийся античной культурой и завоеваниями флорентийского искусства, Амброджо занимался перспективой и за шестьдесят лет до Брунеллески открыл единую точку схода линий — правда, на плоскости, а не в живописно созданном пространстве.
Среди его многочисленных работ особенно замечательны грандиозные фрески, написанные им совместно с братом между 1337 и 1339 на стенах сиенской ратуши, которая являлась своего рода средоточием интереснейших и разных по своему характеру памятников сиенской живописи 14 столетия. Содержание этих росписей, дающих аллегорическое изображение
“Доброго и Злого правления и их последствий”, сложно и запутанно, как это было свойственно аллегорической тематике того времени, и не всегда поддается разгадке. Тем не менее они привлекают яркостью образов и повествовательным мастерством. В «Добром правлении» выделяется фигура Мира в лавровом венке, знаменующая собой благосостояние государства . Городская площадь с народом, купцами, лавками и особенно сельский пейзаж с правой стороны, где изображены крестьяне, собирающие жатву, являются, по существу, первыми городскими и сельскими пейзажами в итальянском искусстве, хотя в них еще много условных и наивно трактованных подробностей . Несмотря на довольно плохую сохранность, эти фрески дают нам представление о новых художественных замыслах сиенских мастеров, порывающих со средневековыми традициями.
Первое подписанное и датированное произведение Лоренцетти Амброджо — “Мадонна с младенцем” (1319, Музей религиозного искусства, Сан Кашано Валь ди Пеза).
В этой ранней работе художника заметно влияние Джотто и Арнольфо ди Камбио.
Амброджо Лоренцетти и в дальнейшем постоянно проявлял интерес к достижениям флорентийской школы.
Документально подтверждена совместная работа братьев - росписи церкви Сан-Франческо в Сиене (около 1326).
В 1330 году Амброджо пишет фреску “Маэста” в капелле Пикколомини церкви Сан Агостино в Сиене.
В этот период творчества Амброджо уже освобождается от чрезмерной флорентийской зависимости, и вырабатывает свой индивидуальный стиль, для которого будет характерно как мастерское изображение пространства, так и найденная гармония в передаче объема и исполнении плавности и красоты линии.
Самым известным и выдающимся произведением Амброджо Лоренцетти являются фрески, написанные им в зале Девяти сиенской ратуши — Палаццо Пубблико делла Синьория.
Художник использовал аллегорию для выражения нравственных и политических идеалов. В этих фресках со всей ясностью выражена идея мирного разумного начала обеспечивающего процветание, и дурного, неразумного начала, сеющего разрушение и хаос.
В цикле росписей со сценами “доброго” и “злого” правления в Палаццо Публико делла Синьория в Сиене (1337-1339)
Амброджо Лоренцетти объединил сложную аллегорическую программу с живыми картинами сельской и городской жизни, величественной пейзажной панорамой.
Амброджо был опытным колористом во фресковой живописи, в работах темперой также применял краски с большой легкостью и умелостью, о чем можно судить по картинам, законченным им во Флоренции и в Сиене.
Во Флоренции художник написал в соборе Сан Проколо алтарный образ с Пресвятой Девой Марией, а в одной из капелл “Истории из жития святого Николая” (1332, Флоренция, Галерея Уффици).
В Сиене в здании больницы Монна Аньезе Амброджо Лоренцетти написал фрески “Рождество Богородицы” и “Введение во храм” (1342, Флоренция, Уффици), а в обители братьев-августинцев Сиены Амброджо Лоренцетти расписал капитул, где на своде создал великолепные изображения апостолов со свитками в руках.
В Орвьето Амброджо Лоренцетти расписал фресками главную капеллу в соборе Санта Мариа.
Наряду с Дуччо ди Буонинсенья и Симоне Мартини, Амброджо Лоренцетти является крупнейшим итальянским художником первой половины 14 века.
Точная дата его смерти неизвестна. По одной из версий, по неподтвержденным источникам Амброджо умер в 1348 во время эпидемии чумы в один год со своим братом Пьетро.
Согласно сиенским повествованиям, в последние недели и дни своей жизни Амброджо Лоренцетти закончил работу над алтарным образом в Монте Ольвето ди Кьюзури, после чего вскоре и отошел по-христиански в лучший мир. |