|
|
|
Лоренцетти Пьетро (Lorenzetti Pietro) (1290-1348)
Сиенский художник проторенессанса, брат Амброджо.
Документальные свидетельства о Пьетро Лоренцетти довольно скудны, если не считать таковыми жизнеописание, составленное
Джорджо Вазари. Как художник Пьетро Лоренцетти сформировался под влиянием работ Дуччо ди Буонинсенья, но в отличие
от Дуччо и Мартини Симоне, его темперамент был более драматичным и страстным. Этот
темперамент толкал художника к поиску новых изобразительных средств, которые он нашел
в работах Джотто. Живописец Пьетро Лоренцетти не отказался от сиенской традиции, но внес в
тонкое религиозное аристократическое звучание итальянской живописи сильные ноты человеческого драматизма.
Первой документально подтвержденной работой Пьетро Лоренцетти является алтарь,
написанный им в 1320 году для церкви Пьеве ди Санта Мария в Ареццо. В алтарной работе художника видно влияние творения Дуччо ди Буонинсенья «Маэста»
и влияние скульптурных работ Джованни Пизано.
Остальные произведения Пьетро, которые относят к его раннему творчеству, не
имеют точных датировок. К первым двум десятилетиям 14 века
причисляют такие работы Лоренцетти, как «Мадонна с младенцем и ангелами», и полное трагизма
«Распятие» (Кортона, музей), «Маэста с донатором» (Филадельфия, музей искусства,
собрание Джонсона), небольшое «Распятие со святыми» (Кембридж, Художественный
музей Фогг), полиптих «Мадонна с младенцем и святыми» (Монтикьелло, церковь). На
перечисленных произведениях можно проследить эволюцию Лоренцетти, его поиск
путей для выражение патетики и трагизма. Этот поиск увенчался замечательными
фресками в Нижней церкви Сан Франческо в Ассизи.
В 1329 году Пьетро Лоренцетти создает большой алтарь для сиенской церкви Кармине
«Мадонна со святыми», части которого ныне хранится в сиенской Пинакотеке и музее
Нортона Саймона в Пасадене. Изображенная на нем Мадонна с младенцем на троне в
окружении ангелов, св. Николая Барийского и пророка Ильи словно бы списана с
«Мадонны Оньисанти» Джотто, а в пределле со сценами из жизни монахов-кармелитов
ощущается влияние Мазо ди Банко, одного из джоттовских последователей.
Предполагается, что в середине 1330-х годов Пьетро вместе с братом писал фрески
на фасаде Санта Мария делла Скала, которые, к сожалению, не сохранились. Этот
факт известен из «Жизнеописаний» Вазари.
Последним точно датированным произведением, на котором стоит подпись Пьетро
Лоренцетти является «Рождество Марии». Оно было написано им в 1342 году для
Домского собра Сиены, и являлось центральной частью большого алтарного образа,
отдельные части которого сегодня можно обнаружить в разных музеях. |