|
Моление о чаше, 1455 Национальная галерея, Лондон
Картина Андреа Мантенья имеет и другое название “Иисус Христос в
Гефсиманском саду”. Пять ангелов являются молящемуся Христу, в то время как трое
апостолов спят на переднем плане, не ведая, что Иуда и толпа солдат идут с
намерением взять Христа под стражу. В этой сцене все - фантастические причудливые скалы,
воображаемый город, жесткие складки материи - написано в детальной, твердой и
точной манере, присущей живописцу и граверу Андреа Мантенья. |
|
|
Мантенья Андреа (Mantegna Andrea) (1431-1506)
Итальянский живописец и гравер эпохи Раннего Возрождения. Учился в Падуе у своего приемного отца, живописца и антиквара
Франческо Скварчоне (около 1441-1448), изучал древнеримские скульптуру и архитектурный
декор, увлекался археологией и эпиграфикой, испытал воздействие творчества
Донателло, Андреа дель Кастаньо и живописи венецианской школы. Искусству
Мантенья, ведущего мастера падуанской школы, присущи героическое, проникнутое
пафосом утверждения достоинства человеческой личности мироощущение,
приверженность к четкой архитектонической композиции. Живописная манера художника Андреа Мантенья
отличается чеканностью форм и рисунка, эмалевым блеском красок (росписи капеллы Оветари в церкви Эремитани в Падуе, 1449-1455, почти полностью погибли в 1944;
алтарь церкви Сан-Дзено Маджоре в Вероне, 1457-1459, хранится там же, отдельные
части - в Лувре, Париж, и Музее изящных искусств, Тур).
Андреа Мантенья был незнатного происхождения, но усыновленный и обученный простым малоизвестным живописцем, он стал одним из самых значительных художников своего времени. Стиль Андреа Мантенья, как и стиль других ренессансных мастеров, сформировался под воздействием древнегреческой и древнеримской скульптуры. Многие из его произведений действительно исполнены как гризайль - живописная имитация мраморного или бронзового рельефа.
Большую часть жизни Мантенья состоял придворным художником герцога Мантуанского, для которого собрал крупную коллекцию предметов классического искусства.
С 1460 Андреа Мантенья жил в Мантуе при дворе Лодовико Гонзага (в 1466-1467 посетил
Флоренцию и Пизу, в 1488-1490 - Рим). В росписях “Камеры дельи Спози” в замке
Сан-Джорджо (1474) художник, добиваясь визуально-пространственного единства интерьера,
осуществил идею синтеза реальной и “нарисованной” архитектуры.
Иллюзионистические эффекты этих росписей, в частности, имитация круглого окна в
потолке, предвосхищают аналогичные поиски Корреджо. Суровым духом римской
античности проникнута серия монохромных картонов Андреа Мантенья с “Триумфом Цезаря” (1485-1488,
1490-1492, Хэмптон-корт, Лондон). Среди поздних произведений Мантеньи -
аллегорико-мифологические композиции для кабинета Изабеллы д'Эсте (“Парнас” или
“Царство Венеры”, 1497, Лувр, Париж), цикл монохромных картин, в том числе
“Самсон и Далила” (1500-е годы, Национальная галерея, Лондон), исполненное
драматизма и композиционной остроты полотно “Мертвый Христос” (около 1500, Галерея Брера, Милан).
Живописец Андреа Мантенья был также новатором в области гравюры, и его эстампы на античные темы позднее оказали влияние, в частности, на Дюрера.
Графические работы Мантеньи (цикл гравюр на меди “Битва
морских божеств”, около 1470), почти не уступающие его живописи по чеканной
монументальности образов, сочетают скульптурную пластичность с нежностью
штриховой моделировки.
Андреа Мантенья сочетал в себе главные художественные устремления ренессансных мастеров 15 столетия: увлечение античностью, интерес к точной и тщательной, вплоть до мельчайших деталей, передаче природных явлений и беззаветную веру в линейную перспективу как средство создания на плоскости иллюзии пространства. Его творчество стало главным связующим звеном между ранним Возрождением во Флоренции и более поздним расцветом искусства в Северной Италии.
|