|
|
|
Нероччо де Ланди (Neroccio de Landi) (1447-1500)
Сиенский живописец и скульптор эпохи Раннего Возрождения в итальянском искусстве.
Родился в аристократической семье Ланди дель Поджо. Полное имя Нероччо ди Бартоломео ди Бенедетто де Ланди.
Работы художника отличает тонкий и светлый лиризм, характерный для тосканской живописи конца 14 века.
В произведениях Нероччо де Ланди слились флорентийская ренессансная и проторенессансная тематика (Боттичелли, Верроккьо, Липпи), традиции сиенской школы, а также мотивы фламандской живописи.
Учился Нероччо в мастерской Лоренцо ди Пьетро ди Джованни, по прозвищу Веккьетта, видного сиенского художника конца 15 века. В архивных документах Сиены первый самостоятельный заказ, который получил Нероччо де Ланди (изготовление
скульптуры для братства святого Джироламо) отмечен 1468 годом.
Вместе с художником, скульптором и инженером Франческо ди Джорджо Мартини в период с 1468 по 1475 год были созданы самые интересные из ранних работ Нероччо де Ланди — «Сцены из жизни святого Бенедикта» (1472-1474, Флоренция, галерея Уффици), «Ассунта» (1472-1475) для аббатства Монте Оливьето Маджоре, «Благовещение» (1475, Нью Хэвен, Художественная галерея Йельского университета).
В течение десяти лет с 1475 по 1485 год художник создает ряд многочисленных и однотипных работ «Деву Марию с младенцем» или «Мадонну» в кругу разнообразных святых, в этих картинах и фресках заметно флорентийское влияние фра Филиппо Липпи.
Однако в более зрелый период творчества Нероччо де Ланди создает замечательный женский образ — портрет неизвестной девушки, в котором ощущается не сиенский, а флорентийский ренессансный дух — «Женский портрет» (около 1485, Вашингтон, Национальная галерея искусства).
Это довольно редкий для сиенской живописи светский портрет девушки со светлыми волосами. Картина была написана художником Нероччо де Ланди практически в те же времена (или немного позднее), когда святой Бернардин в своих сиенских проповедях хулил молодых женщин, осмеливавшихся в публичных местах сидеть на солнце с распущенными волосами.
Другое не менее интересное произведение позднего периода Нероччо де Ланди — это картина, на которой изображена «Клавдия Квинта» (1490-1495, Вашингтон, Национальная галерея искусства).
После многочисленных святых Нероччо де Ланди создал работу с изображением античной героини. В картине сиенского мастера чувствуется явное влияние флорентийского ренессансного духа Сандро Боттичелли и других художников свободной Флоренции.
Клавдия Квинта была весталкой во времена Пунических войн, которую обвинили в нарушении чистоты и непорочности (нарушивших обет весталок хоронили заживо). В это время римляне, чтобы успешно закончить войну с Ганнибалом, послушались пророчества, которое требовало перевезти в Рим священное каменное изваяние богини Кибелы. Однако корабль с этой статуей сел на мель в устье Тибра, что предвещало суеверным римлянам несчастье. Клавдия Квинта обратилась к Великой священной матери Кибеле с мольбой засвидетельствовать ее невинность, после чего взяла в руки канат, слегка потянула корабль, и он двинулся с места.
С этим кораблем в руке Клавдия Квинта и изображена на картине Нероччо де Ланди.
Кроме крупных станковых произведений из позднего творчества Нероччо до наших дней дошли: таволетта с изображением «Мадонны, представляющей Христу Сиену» (1480, Сиена, Городской архив), которую он написал для сиенской Биккерны, а также несколько скульптур, созданных им в 1480-1490 годах — Сивилла Геллеспонтская (1483), надгробный монумент Томмазо Пикколомини дель Теста (1485), Святая Екатерина Александрийская (1490).
Скончался художник Нероччо де Ланди на родине в своем доме в 1500 году в Сиене. |