|
Апостол Матфей с житием, 1360-е Церковь Орсанмикеле, Флоренция
Центральная фигура апостола Матфея, покровителя флорентийских ростовщиков, а
также золотой оклад как бы намекают на гильдию ростовщиков, по заказу которой и
была исполнена эта большая икона, предназначавшаяся для церкви Орсанмикеле во Флоренции.
Подобные золотофонные картины типичны для флорентийской живописи 14 столетия. Все
фигуры идеализированы, написаны в ярких тонах и украшены узором, однако они
лишены реализма и глубины, присущих работам Джотто ди Бондоне, предшественника Орканьи во
Флоренции. Прозвище художника, Орканья, означало на местном диалекте Архангел, его
настоящее имя - Андреа ди Чони. Каждая картина в те годы была результатом
сотрудничества мастера и его помощников, работавших в одной мастерской. В данном
случае Орканья был главным мастером, но он умер еще до завершения работы,
которая была закончена его братом, живописцем Якопо Орканья. |
|
|
Орканья Андреа (Orcagna Andrea) (?1308-1368)
Итальянский архитектор, скульптор, живописец. Родился во Флоренции, в семье художника.
Собственно, Андреа ди Чоне (Andrea di Cione). Точная дата рождения неизвестна.
Впервые его имя упоминается в архивных документах, относящихся к 1343 году.
Работал в основном во Флоренции, испытал влияние Джотто и Андреа Пизано. Как
архитектор Орканья участвовал в строительстве соборов в Орвието (1359-1362) и
Флоренции (1357-1367). В скульптуре (табернакль в церкви Орсанмикеле во
Флоренции, 1352-1359) и живописи (фреска “Триумф Смерти” в церкви Санта-Кроче во
Флоренции, около 1350) Орканьи пластическая ясность, свойственная мастерам
флорентийской школы 14 века, сочетается с орнаментальностью в духе итальянской готики.
Главным живописным произведением Андреа Орканьи некоторые искусствоведы считают алтарный образ капеллы Строцци в
церкви Санта Мария Новелла во Флоренции, подписанный и датированный 1357. На нем
изображен Христос, вручающий ключи апостолу Петру и книгу святому Фоме Аквинскому в
присутствии других святых. В этом произведении сочетаются жесткая структура
композиции и рельефность фигур, характерные для флорентийского искусства, и
неяркий колорит, свойственный сиенской живописи. Стены капеллы были расписаны
Андреа вместе с его братом Нардо. Лучшей из фресок капеллы является фреска “Рай”.
Знаменитый табернакль Андреа Орканья, находящийся в церкви Орсанмикеле во Флоренции, являет собой грандиозное сооружение,
в котором помещен написанный им алтарный образ Мадонны делле Грацие. Табернакль украшен цветным и
позолоченным мрамором, скульптурой и рельефами с изображением сцен из жизни Пресвятой
Девы Марии. Над созданием табернакля художник работал с 1352 по 1359 год.
К семейству ди Чоне принадлежали также и братья Орканьи, живописцы Нардо (умер в 1366) и Якопо (упоминается в 1365-1398), а также скульптор Маттео. |