|
|
|
Пеллегрини Джованни Антонио
(Pellegrini Giovanni Antonio) (1675-1741)
Итальянский живописец венецианской школы периода позднего барокко и рококо. Родился в Падуе.
Учился у ломбардца П. Пагани. 1700—1701 годы художник провел в Риме, изучая традиция позднебарочной живописи и произведения Питера Пауля Рубенса, Франческо Солимены, Луки Джордано.
Последователь творчества Себастьяно Риччи. В отличие от художников Якопо Амигони и Себастьяно Риччи живописец Джованни Антонио Пеллегрини использовал теплые мягкие тона палитры.
В рисунках Пеллегрини доминировал ореолом легкий, еле видимый абрис.
Творческая деятельность Пеллегрини как венецианского "художника-виртуоза" была связана
с выполнением заказов европейских дворов.
Работал в Англии (1708—1713), Германии (1713—1716), Голландии
(1716—1719), Франции (1720—1722), а также в Вене (1725) и Мюнхене (1736—1737).
Работа мастера практически во всех культурных европейских столицах принесла Джованни Антонио Пеллегрини
широкую известность. Между поездками художник успевал выполнять заказы в Венеции и Падуе.
В полотне художника "Бракосочетание герцога Вильяма и Марии Луизы Медичи" из серии 14 картин
аллегорического содержания, исполненных по заказу герцога Баварского Иосифа
Вильгельма для замка Шлейсхейм (1713—1719, Мюнхен, Старая пинакотека),
объединены исторические и аллегорические персонажи. Картина наполнена бравурным
движением. Художник располагает персонажи как в детально продуманной театральной
мизансцене. Грациозным позам одних фигур вторят плавные движения других.
Пеллегрини умел эффектно срежиссировать композицию. Он выстраивал ее в виде
фриза, как в этом полотне для замка Шлейсхейм, или размещал фигуры, следуя
барочному принципу, по диагонали, как в другой своей известной картине "Муций
Сцевола перед Порсенной" (Венеция, Музей Коррер), которую, несомненно, хорошо
знал Джованни Баттиста Тьеполо, работая над циклом панно для дворца Дольфин в Венеции.
Фигуры персонажей в его полотнах не выглядят созерцательно-отвлеченными, как у
Себастьяно Риччи, они всегда находятся в живом диалоге, подкрепленном выразительными,
полными патетики позами и жестами.
Джованни Антонио Пеллегрини, подобно Риччи, Амигони и другим художникам, часто
писал картины на мифологические сюжеты. В его полотне "Венера" (Лондон, частное
собрание) богиня любви и Амур изображены на фоне пейзажа за открытым пологом
занавеса. Золотисто-розовый оттенок тела Венеры и более теплый,
красновато-коричневый — Амура, яркие пятна зеленого бархатного полога и пейзажа
сплавлены в приятную, нерезкую цветовую гамму. Указывающий на Амура жест богини
и вся сцена, словно увиденная в театре, выглядят подчеркнуто сценично.
Живописное мастерство художника раскрылось в написании окутанного световоздушной
дымкой фрагмента пейзажа в глубине композиции.
Большую известность Джованни Антонио Пеллегрини принесли работы, выполненные во время
пребывания в Англии, где художник писал станковые произведения и портреты, создавал
декоративные росписи дворцов, в которых ему помогал Марко Риччи. Был удостоен
звания члена лондонской Королевской академии; в 1733 стал членом парижской
Академии. В 1736—1737 художник исполнил почетный заказ — роспись плафона галереи
Миссисипи Королевского банка в Париже, в котором прославлял мудрое королевское
правление, учредившее банк (роспись не сохранилась).
Автопортрет художника Джованни Антонио Пеллегрини (1716—1717) хранится в галерее Уффици во Флоренции. |